Детский сад: нужен ли ребенку и как подготовиться? 2 вопроса психологу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Детский сад: нужен ли ребенку и как подготовиться? 2 вопроса психологу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Существует такое понятие как «несадиковский ребенок». Это дети, которые никак не могут привыкнуть к своему «второму дому». Они болезненно расстаются с мамой, рыдая и хватаясь за ее ногу, не включаются в игры сверстников, держатся особняком, они никак не могут привыкнуть к режиму дня.

Как принять верное решение: ходить в детский сад или нет?

[b]1. Детский Сад — это заведение для Родителей![/b]

Оцените в первую очередь необходимость работать двоим родителям. Можете ли Вы себе позволить жить на доход только одного из супругов? И если нет, то и вариантов нет — ребенок идет в сад.

Мне в этом плане нравится положительный опыт американской писательницы Памелы Друкерман, которая переехала жить во Францию и отдала первую дочку в садик в 9 месяцев. Она это подробно описывает в книге «Французские дети не плюются едой».

Если же есть возможность пригласить няню, то это — оптимальный вариант.
Кстати, часто до 1 года нужна не няня, а помощница по хозяйству, которая освободит матери время для общения с ребенком.

Также ничего страшного, если с самого младенчества кто-то другой будет менять пеленки или гулять с коляской. Тогда у мамы останется больше сил на развивающие игры и выкладывание на животик. Это занятие тоже не всем доставляет радость и удовольствие.

Социализироваться же совсем не обязательно через детский сад. Вседа есть другие дети, с которыми ребенок может играть и общаться.

Помните, что примерно до 3 лет детей не очень интересуют сверстники. Они осваивают окружающий мир и как все устроено. Важнее вместе ходить в магазины, показывать, как и зачем закладывать тарелку в посудомойку, чем общение с друзьями.

[b]2. Вторым мотивом может быть действительно комплексный подход к образованию ребенка.[/b]

В саду он живет по режиму, привыкает к правилам, понимает, что такое делиться, и весь день с ним занимаются то песнями, то играми, то плясками.

Если Вы как родитель не ловите кайф от совместной сборки ежиков из желудей, то водить ребенка в такое место может быть вполне полезным.

Важно знать, что Воспитательница -это приложение к Вам, а не Ваша замена. Мама и Папа — главные, и Вы выбираете детское учереждение, а не сдаете туда ребенка на исправление.

[b]3. Еще важная составляющая — это материнская энергия женщины.[/b]

Есть женщины, которым в радость возиться с детьми. А есть те, кто своего ребенка любит, но при этом просто нуждается в паре часов свободного времени. Потому что нет ничего хуже, чем изможденная мать.

Таким образом, при выборе сада учитываем:

— Возраст ребенка. Нет правильного возраста для того, чтобы пойти в сад. Есть нужное время для родителя, когда он уже не может этого не делать.

Я свою дочку отдала в ясли в 1 год и 2 месяца на 20 часов в неделю (4 дня с 9 до 14 с дневным сном 2 часа). Считаю, что наша связь с ней не пострадала. Она с радостью шла в садик, через месяц адаптации не плакала, и у воспитательницы одновременно было всего 5 детей в группе. Ну просто вторая мама:)

— Доступность.

  • Государственный сад дешевле, но будут ли там учитывать особенности моего ребенка?
  • Есть ли возможность адаптации к саду?
  • Можно ли забирать раньше?
  • Какие принципы у заведения при воспитании?
  • Считают ли правильным повышать голос? Или бить по рукам? Или ставить в угол?

Эти вопросы нужно обсуждать с директором при выборе заведения.

Также стоит обратить внимание на удаленость от дома.
Возможно, стоит утром поспать подольше, чем ехать час до «лучшего развивающего центра».

— Личность воспитателя. Да, мы отдаем ребенка тому, с кем у него сформируется любовь. И если у женщины в группе 20 детей, то сколько времени она сможет уделить Вашему ребенку?

Самый лучший индикатор для сада — это реакция детей. Но не сразу, а через пару месяцев. И часто дети плачут из-за внутренней тревожности мамы, которая не уверена в правильности своего решения и отводит каждый раз ребенка с чувством вины. Дети это чувствуют и тогда начинают считать, что сад — это их наказание.

Тогда стоит работать с внутренним принятием своего решения. Объяснять себе и ребенку:

Я приняла решение отдать тебя в сад, чтобы… (что-то свое).
Я не могу поступить иначе и у меня нет возможности нанять няню. Поэтому я выбрала самое подходящее из доступного, чтобы жить и свою жизнь тоже.
Ты пришел в мой Мир, а не я в твой, поэтому ты живешь по тем правилам, которые я определила. А мне сейчас важно, чтобы ты ходил в сад для того, чтобы я (что-то свое).
Я люблю тебя. Ты мне очень важен и дорог.
Я обязательно приду за тобой. Я никогда тебя не оставлю.

Эти слова несут энергию спокойствия и уверенности, что Мама знает, что она делает. И ребенок с удовольствием будет ходить туда, где ему хорошо, и от чего Маме и Папе хорошо.

Таким образом, если детский сад помогает Вам:

  • сохранять или накапливать ресурсы (как материальные, так и душевные);
  • чувствовать себя хорошим родителем, который вкладывает в развитие ребенка;
  • прививать те ценности, которые созвучны Вашим;
  • а ребенок при этом довольный, радостный и не болеет каждые две недели —
Читайте также:  Уведомление о переходе на УСН в 2023 году

то можно с уверенностью сказать, что Ваш выбор правильный.

Если же вы чувствуете внутренний конфликт, испытываете вину,
или ребенок не хочет ходить в садик, то стоит рассмотреть эту ситуацию подробно с психологом.

Подготовка к школе – обязательная часть программы?

Что считается грамотной подготовкой к школе? Умение дошкольника читать, писать печатными буквами и считать на палочках? Оказывается, при поступлении в школу эти навыки не будут лишними, однако они не обязательны. Главное на что ориентируются школьные учителя – это умение учиться: слушать, усваивать информацию, а также иметь развитое логическое мышление.

Необходимо задуматься, надо ли водить дошкольника в садик ради качественной подготовки к школе:

  • В саду нет специальной программы, которая призвана направить развитие будущего ученика в нужное русло. Для того чтобы развить логику, необходимо решать с ребенком специальные задачи, просить аргументировать то или иное свое решение. Также желательно развивать его общий кругозор и поощрять стремление познать мир – все это лучше делать в индивидуальном порядке.
  • Особенно коллективная дошкольная подготовка не подходит детям с ярко выраженной индивидуальностью. Воспитатели прививают воспитанникам мысль о том, что нужно быть как все и не выделяться. Во время творческих занятий детям предписывается делать аппликации или лепить фигурки по шаблону, рисовать на заявленную тему. Если ребенок любит фантазировать и придумывать собственные игры, необычные способы создания картин, аппликаций, ему в подобных условиях будет непросто. Для него результат занятий может оказаться нулевым.
  • Зачастую в детском государственном учреждении программа подготовки к школе несколько устаревшая. С каждым годом требования к поступающим в первый класс меняются, лучше готовить будущего ученика в соответствии с новыми запросами педагогов.

Детсад правильного режима

Строго ли соблюдают дома правильный режим дня ребенка? Часто ли чадо засиживается допоздна у телевизора? Слушается ли взрослых «с первого слова»? Родители знают о важности четкого расписания в жизни малыша, но не всегда находят силы соблюдать его. В саду воспитатели придерживаются установленного распорядка, постоянно поддерживают дисциплину. Ребенку, привыкшему все делать «по часам», впоследствии будет легче адаптироваться к строгим школьным правилам.

«Домашние» дети часто лишены достаточной активности. Они проводят много времени в четырех стенах за просмотром мультфильмов и играми на планшете. Такие занятия не приносят пользу, детский организм нуждается в движении. В дошкольном учреждении с малышами проводят зарядку, дают им возможность побегать и порезвиться на прогулке, устраивают эстафеты и спортивные состязания.

Почему дети не хотят ходить в детский сад

Если адаптация проходит тяжело, то ребёнок может отказываться идти в детский сад, часто болеть, плакать и не отпускать родителей, выражая бурный протест. Такая реакция детей на самом деле является нормальной. Это означает то, что малыш психологически не готов посещать детский коллектив или для такого поведения имеются другие причины.

Психология детей раннего возраста такова, что малышу трудно или почти невозможно объяснить старшим то, почему он не желает менять привычный уклад жизни. Ребёнок в этом возрасте еще не обладает доступными способами рефлексии, поэтому иногда взрослым кажется, что он просто капризничает, и они пытаются силой или хитростью заставить его идти в группу. Такое поведение старших является ошибочным — они могут подорвать доверие ребёнка к себе, дать понять ему, что обманывать, чтобы добиться своей цели, — это нормально.

С детьми любого возраста, даже самыми маленькими, нужно быть честными и откровенными. Взрослые ошибочно предполагают, что ребёнок ничего не понимает. Он еще не достаточно обладает аналитическим мышлением, но все, что происходит в жизни маленького члена семьи, откладывается в его подсознании.

Причины для отказа посещения детского сада могут быть самые разные.

Как адаптировать ребёнка к детскому саду? 6 полезных умений для детсадовца

Чтобы процесс привыкания прошел максимально успешно, быстро и безболезненно, специалисты советуют заранее прививать будущему дошколёнку важнейшие навыки. Вот почему родителям следует знать, чему желательно научить ребёнка, отправляющегося в ДОУ.

  1. Самостоятельно одеваться и раздеваться. В идеале трёхлетки уже должны снимать плавки, носочки, колготки, надевать майку и кофточку, куртку. С застёжками могут возникнуть сложности, однако приучать к ним всё же следует. Для этого можно купить игрушки-шнуровки. Кроме того, развесьте в комнате картинки с последовательностью одевания (их можно скачать бесплатно в интернете).
  2. Пользоваться ложкой/вилкой. Облегчению привыкания способствует умение орудовать столовыми приборами. Для этого нужно отказаться от поильничков, бутылок, непроливаек, которые не способствуют скорому взрослению.
  3. Проситься и ходить на горшок. Следует избавляться от подгузников уже в полуторагодовалом возрасте, тем более что умение проситься и ходить в ночную вазу существенно упростит адаптацию, поскольку ребёнок будет увереннее себя ощущать среди умелых ровесников.
  4. Воспринимать разную пищу. Для многих трёхлеток характерна избирательность в пище. В идеале родителям следует приблизить домашнее меню к садиковскому. Тогда завтраки и обеды в ДОУ не станут напоминать войну между детьми и воспитателями.
  5. Общаться со взрослыми. Довольно часто можно услышать своеобразную речь ребёнка, которая понятно только маме. Некоторые малыши вообще общаются жестами, справедливо полагая, что родители всё поймут. Перед садиком следует проследить за снижением лепетных слов и жестов.
  6. Играть с детьми. Чтобы улучшить коммуникативные навыки ребёнка, необходимо почаще вводить его в детский коллектив. Психологи советуют регулярно ходить в гости к семьям с маленькими детьми, гулять на детских площадках, играть в песочнице.

Постоянный контакт с большим количеством детей для домашнего ребенка часто оборачивается частыми инфекциями. Он начинает болеть, едва сходив 2-3 дня в детский сад. Но, у большинства детей период адаптации иммунной системы длится около полугода. Потом организм малыша, научившись бороться с инфекциями, начинает быстро с ними справляться.

Читайте также:  Ошибка в налоговой платежке: что делать

Однако бывают случаи, когда дети болеют часто, несмотря ни на что. В этом случае психологи рекомендуют обратить внимание на психосоматику. Возможно, малышу просто комфортней быть дома с мамой. Поэтому на подсознательном уровне он хочет заболеть, чтобы остаться дома и не пойти в детский сад.

Даже если вы не отдадите ребенка в детский сад, все равно, когда он пойдет в школу, его иммунитету придется столкнуться со всеми детскими болезнями и инфекциями. Он все равно должен будет пройти этот период адаптации.

В чём причина: ребёнок не может привыкнуть к детскому саду

Какой бы ни был хороший сад, для ребёнка, который только начинает его посещать, это большой стресс. Психологи объясняют: малыш привык постоянно находиться с мамой или другими родственниками, и вдруг его оставляют на незнакомой территории с совершенно чужими людьми. Конечно, кроха не воспринимает это событие в контексте, что его бросили, это не так. Но некоторым детям могут не нравиться новые правила, режим или дисциплина. Однако не все дети относятся к дошкольному учреждению враждебно. Специалисты выяснили, ребёнок, который с рождения знает, что такое режим, умеет самостоятельно убирать за собой игрушки, привык заниматься и выполнять различные упражнения, будет видеть в группе возможность проявить себя, завести побольше друзей и проявить свои умения.

В большинстве случаев дети первое время плачут и капризничают, не хотят идти в сад. Это называется периодом адаптации. Психологи успокаивают родителей, что первые два — три месяца такое поведение считается нормальным. Даже если ребёнку нравится воспитатели, новые друзья и обстановка в целом, он может плакать и скучать по родителям. Но позже малыш начнёт воспринимать сад и с радостью будет бежать в группу.

Легкая степень адаптация (до 1 месяца) обычно свойственна физически здоровым, коммуникабельным детям с высокой психологической устойчивостью. О том, что адаптация проходит легко можно судить по нескольким признакам:

  • Ребенок с радостью идет в детский сад и заходит в группу;
  • Налажен контакт с воспитателем;
  • Малыш играет с другими детьми;
  • Нет негативных эмоций при выполнении режимных моментов (прием пищи, прогулки, занятия, сон);
  • Общий эмоциональный фон стабильно положительный.

В целом, в ходе адаптации у малыша может снижаться аппетит, ухудшаться сон, наблюдается болезненность, плаксивость и капризность. Это нормально, ведь организм ребенка испытывает стресс и мобилизует все силы на то, чтобы справиться с ним.

Средняя степень адаптации (1 – 2 месяца) характеризуется тем, что ребенок при посещении сада не испытывает серьезных трудностей. Эмоциональные всплески ситуативны и кратковременны. Может отмечаться снижение иммунитета. Особенности проявления адаптации средней степени:

  • Тяжелое расставание с мамой (или другим значимым взрослым) перед заходом в группу;
  • Снижение активности, ухудшение речи и временное исчезновение навыков;
  • Малыш некоторое время после ухода мамы плачет, не контактирует с окружающими;
  • Однако напряжение быстро сходит на нет, ребенок начинает обращать внимание на игрушки, сверстников, воспитателя, включается в общую деятельность;
  • Большинство режимных моментов не вызывают трудностей.

Тяжелая степень адаптации (2-6 месяцев) сопровождается частыми болезнями, капризами и истериками, подавленным эмоциональным состояние малыша в течение большинства времени пребывания в детском саду. Напряжение ребенка может быть настолько сильным, что отражается на его поведении дома и взаимоотношениях с родителями. К признакам тяжелой адаптации также относят следующее:

  • Ребенок систематически не хочет идти в сад;
  • Малыш пугается и не доверят воспитателю;
  • В группе он не отвлекается на игры и постоянно находится в напряжении;
  • Отсутствие контакта со сверстниками;
  • Агрессия по отношению к другим детям.

Первые дни малыша в детском саду

На протяжении периода адаптации ребенку приходится особенно нелегко, поэтому родителям в это время очень важно правильно вести себя, поддерживая кроху и хваля его даже за незначительные успехи.

  • От того, как относятся к необходимости вести ребенка в сад взрослые, во многом зависит протекание адаптации. Уверенность и спокойствие мамы передается малышу.
  • Не исчезайте внезапно и не обманывайте малыша. Иногда родители боятся не справиться с собственными переживаниями при расставании с крохой, поэтому, как только ни о чем не подозревающий ребенок заходит в группу, они быстро исчезают. Такая неизвестность очень сильно пугает малыша. Приведя ребенка в сад, обязательно скажите, что сейчас Вы уйдете по делам, но скоро обязательно за ним вернетесь. Будьте конкретны и откровенны (например, «Я иду на работу, а ты пока поиграешь с ребятами. После обеда за тобой приду»).
  • Время пребывания ребенка в детском саду должно увеличиваться постепенно. Воспитатель, наблюдая за малышом, подскажет Вам, когда он будет готов остаться на обед, а затем и на дневной сон.
  • Если воспитатель не против, дайте малышу с собой небольшую игрушку или другую вещь, которая будет служить ему напоминанием о доме.
  • После возвращения из садика постарайтесь проводить с ребенком побольше времени, занимаясь любимым вами вещами.

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: Дочка боится ходить в детский сад после того, как ее там обидели.

Вопрос: Почти неделю назад у нас в детском саду было ЧП. Одна из родительниц толкнула мою дочь, когда дети возвращались с прогулки в группу. Воспитательницы в это время рядом не было, как и других взрослых сопровождающих. Девочка, которая стояла рядом с моей дочкой, сначала стала звать воспитательницу, но та так и не пришла, дети помогли моей дочери подняться и успокоили, как смогли.

Вечером, когда я пришла забирать ее из детского сада, пришла и наша обидчица. Дочка шепотом рассказала мне на ухо, что у них случилось. Она сказала, что эта тета толкнула ее очень сильно, «по-взрослому». В силу своего воспитания, я не стала сразу же набрасываться на эту женщину, решила, что нужно сначала поговорить с той воспитательницей, которая было в ту смену и вообще разобраться в этой ситуации. Воспитательница говорит, что она ничего не видела, значит, ничего не произошло! Администрация детского сада и воспитатели нашей группы самоотстранились, оставив нас со стpaxaми один на один!

Дочка боится ходить в детский сад! Сегодня уже пятый день (не считая выходных) ходим в детский сад со слезами! В один из дней сказала:

— Я в садик не буду ходить, пока ты не поговоришь с этой тетей при мне! А что, если она придет в следующий раз, а взрослых не будет, что если она меня вообще убьет.

С родительницей пробовала говорить, но она отреагировала агрессивно и сказала напоследок:

— Еще раз подойдешь ко мне, я тебя в милицию сдам.

Я, как могу, успокаиваю дочь, но, кажется, это мало помогает. В садике остается со слезами, просит, чтобы я оставила какую-то свою вещь, которую одела с утра. На тренировках постоянно выбегает, ищет меня, придумывает разные глупости, чтобы я не ушла, а ждала окончания тренировок.

Она девочка развитая, деятельная, всегда помогает мне по дому, я ее никогда не просила этого делать. Она и ужин помогает приготовить, овощи сама режет уже год как, полы помогает мыть, посуду, спит в отдельной комнате, мультик перед сном посмотрит, свет выключает и ложится спать. Вообще взрослая очень.

Для начала нужно выяснить размер «катастрофы»: не игнорируйте жалобы сыночка или дочки на некоего Васю или Колю, который дерется, отбирает игрушки, кусается или плюет вашему ребенку в суп. Расспросите карапуза как можно подробнее о том, кто этот Коля-Вася, обижает ли он и других детей или ограничивается только вашим чадом, как его фамилия, при каких обстоятельствах агрессор начинает переходить к действиям, как часто он ведет себя таким образом.

Читайте также:  Областные пособия, предоставляемые семьям с детьми в 2023 году

Не спешите делать выводы и говорить ребенку, что Вася-Коля — плохой мальчик. Нужно во всем трезво разобраться.

Когда карапуза обидели, и он сквозь слезы, всхлипывая, рассказывает об этом, вполне естественно желание родителей гpyдью броситься на защиту, наказать всех и вся. Но не торопитесь: от того, как вы поведете себя сейчас, зависит, сможет ли ваш ребенок научиться правильно реагировать на агрессоров и обидчиков, а их в его жизни будет еще немало.

Разберем, каким примерно должен быть алгоритм действий мамы (папы).

  • Говорим с воспитателем. Задаем ему те же вопросы, что до этого задавали собственному чаду, заодно отмечаем, во всем ли был правдив ваш малыш. В беседе с педагогическим работником важно выяснить, насколько Коля-Вася агрессивен по отношению к другим детям, есть ли объективные обстоятельства, которые могут объяснить его поведение, а также не провоцировал ли его ваш ребенок сам. Если воспитатель о конфликте ничего не знает, нужно попросить ее понаблюдать за отношениями вашего ребенка с конкретным «обидчиком», перенести разговор на пару дней. Если педагог в курсе случившегося, следует напомнить ему, что общение с родителями агрессора — задача именно его, воспитателя, настоять на такой беседе.
  • Не говорим с обидчиком, не ссоримся с его родителями. Очень часто разгневанные мамы и папы начинают ругать чужого ребенка или дожидаются прихода его родителей, устраивая выговор на повышенных тонах им. Помните, что родители Коли-Васи тоже будут защищать свое чадо. Чем агрессивнее вы будете на них наступать, тем активнее они будут обороняться. Конструктивного разговора не получится.

Говорить с родителями и их ребенком должен воспитатель, психолог детского учреждения, они могут даже рекомендовать родителям показать чадо специалистам по психокоррекции и коррекции поведения.

  • Поднимаем вопрос на родительском собрании и говорим с другими родителями, если беседа воспитателя не принесла желаемого результата. По коллективному обращению мам и пап за их подписями на имя заведующей есть возможность вывести из группы проблемного агрессивного воспитанника, который ни в какую не хочет вести себя уважительно по отношению к другим. Но отчислить малыша никто не имеет права. Если второй группы вашего возраста в садике нет, перевести «агрессора» будет законодательно невозможно.
  • Если ничего не помогло, обращаемся к заведующей с заявлением и просьбой составить обращение в Комиссию по делам несовершеннолетних. Родители обидчика, которые отказываются принимать меры к своему чаду, из-за которого страдают другие дети в группе, будут иметь дело с полицейскими и представителями отдела образования.

Но главные советы – для родителей, только они смогут разрешить ситуацию.

  • Несмотря на все доводы, отцы обычно учат своих детей давать сдачи физически. Это тоже полезное умение, но с ним нужно быть предельно осторожными. В большинстве случаев, если агрессивный ребенок в группе не понимает слов, не прислушивается к замечаниям воспитателя или нянечки, да и слова собственных родителей для него мало что значат, лучше обучить ребенка методу ухода из конфликта.
  • Обратите внимание на договор об оказании образовательных услуг (вы подписывали его при оформлении карапуза в детский сад). В нем четко обозначены нормы допустимого поведения для воспитанников. Если действия обидчика противоречат договору, обратите на это внимание воспитателя, заведующей. Это может стать основанием для руководства дошкольного учреждения расторгнуть договор с родителями неуправляемого воспитанника.

Основные причины посещения детского психолога

В детской психологии выделяют так называемые «возрастные кризисы», когда даже «беспроблемные» дети начинают вести себя «по-другому». И эти изменения поведения сильно меняют жизнь семьи и доставляют много неудобства родителям. Поверьте, ребенку тоже сложно переживать эти периоды — его тело, мышление и взгляды на жизнь меняются, а почему и как это происходит, он понять не может! В большинстве случаев ребенок просто перерастет кризисные моменты, и в доме восстановится мир и спокойствие. Но если есть проблемы, то кризис сделает их ярче и интенсивнее, «нежелательное» поведение может закрепиться и стать чертой характера, а испорченные отношения со взрослыми будет сложно восстановить.

Чтобы избежать таких последствий, нужен детский психолог.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *