Правила перевозки пассажиров в туристических автобусах

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила перевозки пассажиров в туристических автобусах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Если автобус попал в чрезвычайную ситуацию (ДТП, пожар), постарайтесь сохранять спокойствие и быстро покинуть автобус. Если двери заблокированы, разбейте окна или откройте по инструкции аварийный выход (люк на крыше или окно). Помогите выбраться тем, кто не может сделать это самостоятельно.

Действующие регламенты

Такая ответственная задача требует от водителя высокого уровня профессионализма, внимательности и стрессоустойчивости. Важно четко понимать, соответствует ли рабочее место всем требованиям законодательства. Кроме того, высокому уровню безопасности должны соответствовать и транспортные средства, задействованные на городских, пригородных или междугородних маршрутах. Именно поэтому требования к пассажирским автобусам также заранее регулируются действующими правилами и нормативами.

В Российской Федерации законодательными документами являются:

  • Федеральный закон №220 (действующий от 13 июля 2015 года) в полной мере координирует существующие нормативы, регламентирующие перевозку людей на автобусном транспорте по регулярным маршрутам.
  • Устав автомобильного транспорта и электротранспорта (легковые и грузовые авто, а также прицепы и полуприцепы, автобусы, троллейбусы, трамваи).
  • Постановление правительства РФ №112 (действующее от 14 февраля 2002 года).

Требования к водителю автобуса

Допуск к управлению ТС может иметь только ИП или физическое лицо, которое состоит в трудовых отношениях с перевозчиком (сведения об этом фиксируются в специальном реестре). Управляя автобусом, водитель должен уметь оперативно принимать решения в различных ситуациях на дороге и обладать хорошей концентрацией внимания. Также перед каждым выходом в рейс должно проверяться самочувствие лица, управляющего ТС.

Законодательство предусматривает ряд требований к водителю автобуса при перевозке пассажиров:

  • не отклоняться от установленного маршрута, если того не требуют особые обстоятельства;
  • осуществлять высадку и посадку пассажиров строго после полной остановки автотранспорта;
  • проходить медицинский осмотр перед каждым выездом;
  • учитывать состояние дорожного покрытия и погодных условий при движении;
  • глушить двигатель, если остановка превышает 5 минут;
  • соблюдать правила в отношении провоза и сбора оплаты льготных категорий граждан;
  • следить за порядком в салоне и вежливо общаться с пассажирами;
  • проверять техническое состояние ТС перед каждым рейсом;
  • соблюдать ПДД;
  • осуществлять контроль над посадкой и высадкой пассажиров при помощи бокового зеркала.

1. Провозить с собой бесплатно детей в возрасте не старше семи лет. Пассажир обязан иметь при себе документ (свидетельство о рождении или паспорт родителей с записью о рождении ребенка), который подтверждает возраст ребенка, перевозимого с предоставлением преимуществ по провозной плате и который в обязательном порядке предъявляется по первому требованию лиц, осуществляющих контроль за оплатой проезда.
Для пассажиров с детьми дошкольного возраста, беременных женщин, инвалидов и престарелых граждан в салоне автобуса отводится 6-12 передних мест в зависимости от его вместимости. Иные пассажиры, занимающие эти места, должны освободить их для указанных лиц.

2. Провозить с собой бесплатно ручную кладь в количестве не более одного места, длина, ширина и высота которого в сумме не превышает сто двадцать сантиметров, в том числе мелких животных и птиц в клетке, одну пару лыж в чехле, детские санки, детскую коляску. Обеспечение целостности и сохранности ручной клади является обязанностью пассажира.

3. Перевозить на задних накопительных площадках охотничьих и служебных собак в намордниках при наличии поводка за плату согласно тарифу одного места багажа.

4. Провозить за плату согласно тарифу одно место клади, длина, ширина и высота которой в сумме не превышают сто восемьдесят сантиметров.

5. Сойти на остановке «по требованию», о чем предварительно подать сигнал водителю кнопкой звонка или сообщить кондуктору.

6. Проезжать без дополнительной оплаты стоимости проезда и провоза багажа по разовому проездному билету в следующем за сошедшим с линии по неисправности автобусе. Пересадка пассажиров производится кондуктором или водителем автобуса, на проезд в котором были приобретены билеты.

Оформление хранения багажа

112. При приеме на хранение багажа без объявления ценности пассажиру выдается номерной жетон или багажная квитанция, а при приеме на хранение багажа с объявлением ценности — багажная квитанция.

113. При организации работы камеры хранения с использованием жетонов пассажир, сдавая багаж на хранение, обязан уплатить через кассу стоимость первых двух суток хранения и получить контрольный талон.

114. При приеме багажа на хранение кладовщик камеры хранения обязан осмотреть упаковку сдаваемых вещей, отметить на контрольном билете, полученном от пассажира, дату приема вещей на хранение, прикрепить дубликат жетона вместе с контрольным билетом к сданным на хранение вещам и выдать пассажиру жетон.

115. Выдача пассажиру принятого на хранение багажа производится кладовщиком по номеру, обозначенному на жетоне. При выдаче проверяется срок хранения и производится окончательный расчет с пассажиром.

116. При организации работы камеры хранения с использованием квитанций пассажир оплачивает стоимость хранения вещей при сдаче их в камеру хранения и получает от кладовщика багажную квитанцию.

117. Багажная квитанция и ее копия выписываются через копировальную бумагу разборчиво, без подчисток и помарок. Копия квитанции прикрепляется к сданным на хранение вещам, на лицевой стороне квитанции указывается общее количество принятых на хранение предметов (мест) и общая сумма объявленной ценности, перечисляется наименование вещей и указывается прописью объявленная ценность отдельных предметов (мест).
Багажная квитанция выписывается кладовщиком и подтверждается штемпелем автовокзала (автостанции).

118. При выдаче из камеры хранения багажа кладовщик сверяет предъявленную владельцем квитанцию с ее копией, а также сверяет фамилию, имя, отчество, указанные владельцем при сдаче вещей на хранение, с предъявленным документом.

Читайте также:  Инструкция: составляем договор на почасовую оплату труда

119. На оборотной стороне багажной квитанции указывается дата выдачи вещей, количество дней хранения, взысканные сборы за хранение и за объявление ценности, а также общая сумма сборов цифрами и прописью. Кладовщик расписывается в соответствующей строке квитанции в получении суммы сборов и выдаче багажа, а владелец — в его получении.

120. При утрате номерного жетона или багажной квитанции принятый на хранение багаж может быть выдан владельцу по его письменному заявлению с предъявлением доказательств принадлежности ему сданного багажа. Выдача в этом случае багажа производится под расписку с указанием фамилии, имени, отчества и постоянного места жительства их владельца согласно паспорту.

Выдача найденных вещей

139. Выдача вещей владельцам производится ежедневно (кроме выходных дней) в установленное время по предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, и заявления с письменным разрешением руководителя автотранспортного предприятия или организации на выдачу вещей со склада.

140. В заявлении должны быть указаны приметы забытых вещей. Малоценные вещи и деньги в сумме до одного минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации, могут быть выданы при обращении владельца в день их находки (до сдачи их на склад или в кассу) непосредственно дежурным по автовокзалу (автостанции) по предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, с составлением акта (указывается фамилия, имя, отчество владельца, номер его паспорта, кем и когда он выдан, адрес постоянного места жительства).
В получении утерянной вещи или денег владелец расписывается в акте.

141. При выдаче вещей с владельца взимается плата за хранение в размере, предусмотренном тарифами.
В получении причитающейся суммы за хранение вещей выдается квитанция разных сборов установленного образца.

142. Выручка за хранение вещей подлежит ежедневной сдаче в кассу автотранспортной организации в установленном порядке.

Опубликовано 24 июля 2005

Ключевые слова: пассажирские перевозки, правила пассажирских перевозок, лицензирование пассажирских перевозок, лицензия пассажирских перевозок, правила перевозок пассажиров, перевозки пассажиров

— Перевозить с собой бесплатно в пригородном сообщении детей в возрасте не старше 7 лет без предоставления отдельных мест для сидения. В случаях, если в установленном порядке запрещена перевозка в транспортном средстве детей без предоставления им отдельных мест для сидения, пассажир имеет право перевезти с собой двух детей в возрасте не старше 12 лет с предоставлением им отдельных мест для сидения за плату, размер которой не может составлять более чем 50% провозной платы.
— Перевозить с собой бесплатно в междугороднем сообщении одного ребенка в возрасте не старше 5 лет без предоставления отдельного мест для сидения. В случаях, если в установленном порядке запрещена перевозка в транспортном средстве детей без предоставления им отдельных мест для сидения, пассажир имеет право перевезти с собой двух детей в возрасте не старше 12 лет с предоставлением им отдельных мест для сидения за плату, размер которой не может составлять более чем 50% провозной платы. Иметь при себе документ, подтверждающий возраст ребенка.
— Перевозить за плату в багажном отделении автобуса, багаж в количестве не более 2 мест, длина, ширина и высота каждого из которых в сумме не превышают сто восемьдесят сантиметров.
— Провозить с собой бесплатно ручную кладь в количестве не более одного места, длина, ширина и высота которого в сумме не превышает сто двадцать сантиметров.

2.1. Настоящие правила определяют права, обязанности и ответственность пассажира и перевозчика и распространяются на проезд в автобусах EUROTRANS.BY. Для билетов, купленных по акциям, возможны специальные правила, о которых пассажира информируют отдельно. Если в специальных правилах определен другой порядок, в таком случае необходимо применять эти уточняющие правила.

2.2. В случае внесения в правила перевозки пассажиров каких-либо изменений, для билетов, купленных ранее, в силе остаются правила, действовавшие на момент приобретения билета.

2.3. В случае если какой-либо пункт настоящих Правил противоречит действующим законодательствам и правовым актам, то относительно данного пункта действуют правила, предусмотренные в нормативных актах, однако другие пункты правил остаются действительными.

5.1. Отказ от поездки необходимо оформить не позднее, чем за 2 часа до отправления автобуса. При несвоевременном отказе от поездки, компенсация не выплачивается. Приобретая билет в обе стороны, пассажир имеет право отказаться от поездки полностью (туда и обратно) ,либо от обратной поездки, при этом отказаться только от поездки туда невозможно.

5.2.Оформить отказ от поездки можно:

5.2.1. В агентстве, где был приобретен билет.

5.2.2. Не позднее, чем за 2 часа до отправления автобуса, связавшись с представительством компании. Отказ считается оформленным после получения соответствующего подтверждения о проделанной операции.

5.3. Компенсация за неиспользованную поездку выплачивается:

5.3.1. В агентстве, где был приобретен билет, при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

5.3.2. Компенсацию можно получить в течение 6 месяцев со дня оформления отказа.

5.3.3. Компенсация за билет, приобретенный в Интернете, перечисляется на банковский счет, с которого была произведена оплата за билет, до 15 рабочих дней. В случае продолжительных государственных праздников либо по независящим от Перевозчика причинам срок возврата компенсации может быть увеличен до 6 месяцев со дня обращения.

Водитель должен провозить пассажиров по всему маршруту. Если остановка присутствует в списке, пассажир должен иметь возможность до нее добраться и на ней выйти. Любые изменения в маршруте или его сокращение незаконны, и можно жаловаться в администрацию перевозчика, если такое происходит.

Что касается выхода из транспорта, водитель должен останавливаться на каждой остановке без дополнительных напоминаний. Особенно это касается маршруток, которые зачастую работают только «по запросу», в результате чего пассажиры, оказавшиеся на этом маршруте впервые, легко могут пропустить, когда им выходить.

Из этого правила, впрочем, есть исключение – остановки по требованию (это должно быть указано в маршруте). Однако обратите внимание, что, если на этой остановке есть люди, водитель в любом случае должен остановиться, даже если в салоне никто не просил об этом.

Как мы уже упоминали выше, перевозчик отвечает за безопасность пассажиров и багажа. В случае ДТП во время поездки пассажирам положена компенсация, причем это гарантируется обязательным страхованием гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП).

Соответственно, страховая компания перевозчика должна обеспечить выплаты пострадавшим в случае аварии. Информацию о страховой перевозчика можно найти в справочной информации в салоне или интернете.

Если вдруг перевозчик находится в состоянии банкротства или у него отозвана лицензия, компенсация все равно будет выплачена, за это отвечает Национальный союз страховщиков ответственности.

В случае причинения вреда здоровью можно требовать компенсационную выплату, компенсацию лечения, а также морального ущерба.

Казалось бы, что может быть проще покупки автобусного билета на ближайший рейс? На самом деле специалистами разработано множество программ и положений, регулирующих перевозку пассажиров автобусами.

Одним из правоустанавливающих документов являются «Правила пассажирских перевозок автобусами» по постановлению Правительства РФ № 112 от 14 февраля 2009 г. Данные правила уполномочено корректировать или отменять только Министерство транспорта РФ. Этот нормативно-правовой источник регулирует ответственность и обязанности не только пользователей общественного транспорта. Действия исполнителей и организаторов так же прописаны, как и взаимодействие сторон во время транспортировки.

Второй источник законодательной базы – это закон «О безопасном дорожном движении» от 10 декабря 1995 г. (196-ФЗ, редактированный 26 июля 2017 года). В нем оговариваются такие вопросы, как:

  • Вождение автобусов.
  • Требования к водителю.
  • Транспортировки в пределах Российской Федерации и международные.
  • Транспортировка багажа.
  • Поездки граждан по возрастным категориям (дети, взрослые).
  • Техническое состояние ТС.
  • Тарифные ставки на предоставление услуг с учетом государственных льгот и др.

Конституция об АП регулирует противозаконные действия перевозчиков следующим образом:

  • В соответствии со ст. 11.23 КоАП РФ налагается штраф на должностное лицо в размере 5–10 тыс. рублей за не установку тахографа.
  • Отсутствие лицензии на право перевозок на рабочем месте (забыл дома) наказывается штрафом суммой в 5000 р. с водителя. Должностные и физические лица облагаются штрафной суммой в 50 тысяч рублей за неоформление лицензии и езды без нее. ИП за такой проступок наказываются суммой в 100 тыс. руб., а юридические лица на 400 тыс. руб.
  • Отсутствие договора фрахтования облагается штрафной санкцией в размере 5000 рублей.

Остальные меры воздействия на правонарушителей изложены в 11 разделе Конституции об АП.

Нормативные документы, регулирующие перевозку пассажиров

Действующее законодательство требует, чтобы к такому ответственному делу, как осуществление массовой перевозки пассажиров на автобусах, подходили с соблюдением всех установленных правил и нормативов.

А это означает, что вне зависимости от того, для каких перевозок – городских или междугородних – предназначен автобус, установленные правила относятся в равной степени как к водителям, так и к пассажирам.

Внимание! Действующие правила по осуществлению провоза пассажиров и багажа на автобусах состоят из следующих нормативных документов:

  • Федерального закона № №220, принятого 13.07.15 года. Он касается регулирования порядка перевозки людей автобусами, курсирующими по регулярным маршрутам;
  • постановления Правительства РФ от 14.02.02 года № 112 с поправками и дополнениями от 28.04.15 года, которым утверждены Правила провоза пассажиров и багажа в автобусном транспорте (далее – Правила);
  • ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 N 259-ФЗ (далее – Устав).

Ространснадзор дополнительно может издавать приказы, утверждать инструкции, направлять письма в адрес перевозчиков, которыми регулировать деятельность транспортных компаний.

Перевозки вахтового типа

Перевозки пассажиров могут осуществляться вахтовым методом, который применяется:

  • для доставки рабочих и служащих предприятия, организации или учреждения от их места их проживания к месту работы и обратно. При этом в свободное время автобус в течение рабочего для может быть использован для служебных поездок. Ярким примером является школьный автобус, который собирает учащихся по месту их жительства и отвозит к зданию школы, или задействование автобуса в сельской местности, где существует большой интервал в движении транспорта;
  • для доставки смен рабочих на строительные объекты, в шахты, на нефтяные разработки.

Вахтовый автобус должен иметь достаточно места для размещения багажа, а также инструментов, необходимых для работы, иметь складные лестницы для посадки и высадки рабочих.

Запомните! По своим конструктивным особенностям автобус вахтового типа должен иметь возможность:

  • преодолевать труднодоступные участки движения;
  • устанавливать профессиональное оборудование.

Это является важным для работников нефтяной и энергетической промышленности. Как показывает практика, вахтовые автобусы – это дешевый и незаменимый транспорт.

Правила перевозки пассажиров и багажа на междугородных маршрутах

К междугородным относятся маршруты, соединяющие между собой города и населённые пункты, расположенные в одном или различных регионах Российской Федерации, и выходящие за пределы черты города более 50 км.

Каждый пассажир обязан иметь билеты на проезд в автобусах междугороднего и межрегионального маршрутов и провоз багажа при его наличии.

Билеты на проезд пассажиров и провоз багажа продаются в кассах, а там где кассовая продажа не организована непосредственно через водителей при посадке пассажиров в автобус до отправления его от остановочного пункта.

Пассажиры приобретают билеты для проезда в кассах в порядке живой очереди.

Работа билетных касс должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивалось быстрое обслуживание пассажиров, и исключалась возможность отправления автобусов со свободными местами при наличии пассажиров.

Продажа билетов производится:

  • в кассах начальных пунктов междугородных и межрегиональных маршрутов в день отправления автобуса, а в кассах промежуточных пунктов с момента получения сведений о наличии свободных мест в автобусе. В кассах начальных и промежуточных пунктов продажа билетов прекращается за пять минут до отправления автобуса;
  • в кассах предварительной продажи билетов в пределах 15 (пятнадцати) суток до отправления автобуса.
Читайте также:  Индексация пенсий в 2023 году: кому, на сколько и когда повысят пенсию

Предварительная продажа билетов заканчивается за одни сутки до отправления автобуса.

За предварительную продажу билетов с пассажира, в том числе имеющего право на льготный проезд, взимается комиссионный сбор в размере, установленном тарифами.

В автобусах междугородных маршрутов пассажирам предоставляются места для сидения. Продажа билетов и перевозка пассажиров сверх количества мест для сидения запрещается.

При проезде в автобусах междугородных маршрутов пассажир обязан хранить билет в течении всего времени поездки и предъявлять его по первому требованию лиц, производящих контроль. Пассажиры не получившие билеты в кассе или непосредственно у водителя до отправления автобуса, не имеют право проезда в автобусе.

Утерянные пассажирами билеты не возобновляются, а уплаченные за них деньги не возвращаются.

Посадка пассажиров в автобус на остановочных пунктах с кассовой продажей билетов производится только при предъявлении билетов, приобретённых в кассах. Билеты действительны только на обозначенный в них день и рейс автобуса.

  • Посадочный контролёр совместно с водителем автобуса проверяют в момент посадки наличие у пассажиров билетов на проезд. В пунктах, где нет дежурного по посадке, проверка билетов производится водителем.
  • Посадочный контролёр в путевом листе отмечает фактическое время прибытия и отправления автобуса, а также выдаёт водителю после посадки пассажиров ведомость продажи билетов с указанием в ней данных о количестве перевозимых пассажиров, в том числе льготных категорий.
  • Высадка пассажиров из автобуса производится на остановочных пунктах, предусмотренных расписанием движения автобуса.
  • Пассажир обязан занять в автобусе указанное в билете место.
  • Не разрешается проезд в автобусе пассажиров в нетрезвом состоянии, провоз запрещённых веществ и предметов.
  • В случае снятия автобуса с линии в связи с неисправностью, аварией и т. п., выданные пассажирам билеты действительны для проезда на другом автобусе этого же маршрута.

Действующее законодательство устанавливает следующие ограничения при перевозке детей: согласно п.22.9. Правил дорожного движения, утв. Постановлением Правительства РФ № 1090 от 23.10.1993., перевозка детей в возрасте до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства (к таким средствам относятся поясные ремни).

Таким образом, перевозка детей без предоставления отдельного места в транспортных средствах, оборудованных удерживающими устройствами, или иными средствами, позволяющими пристегнуть ребенка, в настоящее время запрещена.

Необходимые документы

Вначале обсудим перевозчика, как ответственное лицо с надлежащей документацией. В прямые обязанности водителя автобуса при перевозке пассажиров входит наличие лицензии на право перевозчицкой деятельности. Работая от организации, он должен обладать договором, заключенным как с органами местного самоуправления, так и вышестоящими властями.

Обязательным документом также является свидетельство о госрегистрации транспортного средства, осуществляющего извоз, и паспорт намеченного маршрута.

Совершая регулярные рейсы, шофер должен иметь при себе следующий пакет документации:

  • Свое действующее водительское удостоверение с разрешением на кат. «D».
  • Маршрутный лист.
  • Кассово-билетную накладную.
  • План начального и конечного пунктов посадки.
  • Таблицу с расценками на проезд до определенных остановок при междугородних сообщениях.
  • Договор фрахтования.

Заказные перевозки пассажиров автобусами как на регулярной основе, так и временной оформляются договором фрахтования. Составляется данное соглашение между перевозчиком или фрахтовщиком и фрахтователем-заказчиком. Цель такого соглашения – обезопасить транспортировку путем соблюдения технической исправности ТС и выполнение водителем предъявляемых к нему требований.

При нерегулярных или единичных рейсах, например, туристические поездки, водитель обязан предъявлять договор с заказчиком и чек об оплате заказа. Остальные вышеуказанные документы остаются в силе.

Лицензия – это официальное разрешение, документ, подтверждающий перевозку физическими и юридическими лицами для внутренних и международных рейсов.

Ее наличие позволяет обеспечить безопасность пассажиров, профессиональную пригодность водителей и соответствие требованиям ТС. Выдается под личный транспорт или арендуемый сроком на 5 лет.

Документ не нужен тем предприятиям, которые:

  • выполняют нерегулярные пассажирские перевозки в целях собственных нужд (для доставки работников);
  • имеют количество сидячих мест, без учета водительского, меньше восьми по маршрутам внутри страны;
  • сдают автобусы в аренду без водителя.

То есть, если договор фрахтования предусматривает участие водителя, то для заказных рейсов должны быть лицензии, подтверждающие правомерность предоставления услуги.

Оформлять лицензию можно лично или же воспользоваться почтовой пересылкой, отправкой онлайн заявки в Ространснадзор. Для этого требуется собрать документы, требуемые согласно ФЗ № 99 от 04.05.2011 г. ст. 13..

Перечень может меняться, что требует уточнения на момент обращения:

  1. Заявление на открытие лицензии, в котором указывается информация по паспорту.
  2. Документ, подтверждающий официальную регистрацию ИП или ООО.
  3. Идентификационный номер.
  4. Учредительные документы.
  5. Трудовые книжки водителей со стажем вождения более 3 лет.
  6. Справка о прохождении медосмотра.
  7. Данные о наличии помещений для расположения автотранспорта, обслуживания, с сертификатом соответствия установленным нормам.
  8. Сведения о транспортных средствах, праве их использования (купля-продажа или договор аренды), техпаспорта.

После рассмотрения заявки комиссия может выдать разрешение либо отказать по причинам несоответствия указанных данных, ошибок, что можно оспорить в суде.
Если требования не соблюдены, перевозчику придется доказать отсутствие необходимости оформления лицензии.

В противном случае, при остановке инспектором ГИБДД будет оформлен протокол об административной ответственности. Штраф предполагается не только для водителя, но и других ответственных лиц (ст. 14.1.2 КоАП РФ).

Таблица. Штрафы за перевозку пассажиров автобусом без лицензии.

Виновник Цена, руб.
Физическое, должностное лицо 50 000
Индивидуальные предприниматели до 100 000
Юридическое лицо до 400 000

Кроме штрафов следует опасаться конфискации ТС, приостановки деятельности предприятия на 3 месяца, что также законно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *