Кто контролирует охрану труда в организациях?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто контролирует охрану труда в организациях?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Как правило, представители органов надзора и контроля в области охраны труда уведомляют предприятия о своем намерении их посетить. Однако, по ст. 360 ТК РФ, делать это они не обязаны, если такое извещение может повлиять на результат проверки. Приходя на проверку, инспектор должен иметь удостоверение, которое подтверждает его полномочия. Если на предприятии введен пропускной режим, пропуск для проверяющих стоит подготовить заранее. Во время работы инспекторы обязаны соблюдать конфиденциальность, обеспечивать сохранность переданных в их распоряжении материалов и документов.

Виды надзора и контроля за безопасностью труда

В зависимости от принадлежности проверяющих организаций, в России существуют такие виды надзора и контроля за безопасностью труда:

Государственный. Государственный надзор за охраной труда ведут профильные инспекции и наделенные соответствующими полномочиями госорганы. Он осуществляется на федеральном и местных уровнях;

Ведомственный. Такой надзор и контроль в области охраны труда выполняют вышестоящие организации. Это могут быть ведомства, министерства, организации, которым подчиняется данная структура в системе предприятий (в холдинге, объединении, союзе и т. д.). Контрольные функции собственной службы ОТ организации также относятся к этой разновидности надзора;

Общественный. Благодаря демократическому развитию нашего общества, сегодня проверить, как работает этот вид надзора и контроля за безопасностью труда, может каждый желающий. Его ведут профсоюзные органы, разные фонды, общественные движения, партии, СМИ, отдельные граждане и уполномоченные трудовых коллективов по вопросам ОТ. Общественный надзор и контроль за охраной труда предполагает максимальную открытость: его результаты часто получают широкую огласку, публикуются в СМИ и социальных сетях.

Высший надзор и контроль за охраной труда во всех организациях и предприятиях страны – прерогатива Генерального прокурора РФ. Его функции на местах исполняют нижестоящие прокуроры.

Структура органов государства, управляющих охраной производственной среды

Структура управления охраной труда в нашем государстве регламентируется ст. 216 ТК РФ «Государственное управление охраной труда».

В Российской Федерации сложилась следующая иерархия государственного управления:

  1. Федеральный (общегосударственный) уровень – Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России), восстановленное по Указу Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21 мая 2012 года № 636. Вырабатывает правовую основу всех властных органов по охране труда, а также управляет этой деятельностью как в долгосрочной экономической перспективе, так и оперативно.
  2. Региональный (уровень субъекта РФ) – конкретные функции по охране труда в законодательстве не расшифрованы. Предполагается, что это самостоятельное право и задача региональных органов исполнительной власти. Необходимо лишь согласовывать позиции с веткой власти более высокого уровня. Главное, адаптировать законодательную базу с учетом региональной специфики и администрировать эту деятельность.
  3. Муниципальный (местный уровень) – принимает на себя права, переданные ему «старшими» ветками власти, уточняет нормативно-правовую базу по охране труда, администрирует эту деятельность на местах.
  4. Корпоративный (индивидуальный, частный уровень) – обеспечение выполнения законодательных требований на каждом отдельно взятом предприятии путем издания внутренних нормативных актов.

Одна из важнейших частей системы по охране труда — трехступенчатый контроль. При большой численности сотрудников один специалист по охране труда, а иногда даже соответствующий отдел могут не справиться. Поэтому контроль за соблюдением норм ОТ на предприятиях ведется постоянно руководителями разных уровней:

  • первая ступень — ведут непосредственные руководители работ: технологи, мастера, механики, на своих объектах. Проводится ежедневно;
  • вторая ступень — еженедельный контроль, который проводят начальники участков, стройплощадок, цехов;
  • ежемесячно контроль ведут руководители, главные специалисты или лица, которые их замещают.

При проведении проверок руководители работ проверяют рабочее место, освещенность, вентиляцию, оборудование, инструменты, сигнализацию, наличие у работников СИЗ и т. д. Результаты проверок записываются в журнал 3-ступенчатого контроля.

Во время проверок специалистами второй ступени проверяются помещения и рабочие места в них в целом,у работников могут быть выборочно проверены знания по ОТ, проверяется, как устранены недостатки, которые выявила прошлая проверка, и т. д. Потом делается запись в журнале 3-ступенчатого контроля и вырабатываются пути устранения выявленных при проверке недочетов и недостатков.

Проверки третьей ступени проводят главный инженер и комиссия, которую он возглавляет. Проверяют:

  • в каком состоянии находятся рабочие места и помещения в целом;
  • состояние оборудования, которое непосредственно задействовано в производстве;
  • в рабочем ли состоянии находятся средства защиты, в том числе индивидуальные;
  • устранены ли недостатки, которые выявлены на 2 предыдущих ступенях, как идет процесс их ликвидации;
  • как выполняются решения, приказы руководства, профсоюзных органов по охране труда.

Крупные предприятия проверяются по графику. Каждое подразделение должно быть проверено не менее 4 раз за год, неблагополучные с точки зрения охраны труда — не менее 6 раз за год. Итоги работы инженера и возглавляемой им комиссии также записываются в журнал 3-ступенчатого контроля, обсуждаются решения комиссии, а также пути повышения уровня безопасности проводимых работ. Совещание комиссии оформляется протоколом.

Состав комиссии по ОТ: главный инженер и другие главные специалисты – главный технолог, главный механик, представитель профкома предприятия, специалист по ОТ, медицинский работник, пожарный.

Система контроля состояния охраны труда работает только в том случае, если все ступени четко выполняют свои функции.

Государственный надзор и контроль за охраной труда

Особенности государственного надзора и контроля за охраной труда описаны в соответствии с Главой 10 Трудового Кодекса РФ. Этот контроль реализуют федеральные и местные органы власти, каждому из которых выделена своя сфера деятельности.

• Ростехнадзор. С 2004 г. в эту службу объединены Госгортехнадзор, Госэнергонадзор и Госатомнадзор. Это – служба федерального значения, подразделения которой работают во всех субъектах РФ.

• Госгортехнадзор. Объекты контроля – промышленные и горные предприятия, оборудование, работы и промышленные производства повышенной опасности. В дополнение к контролирующим функциям эта организация занимается лицензированием.

• Госатомнадзор. Объекты госрегулирования и контроля – организации, связанные с производством, хранением и применением: — радиоактивных веществ; — атомной энергии; — ядерных материалов.

Полномочия Госатомнадзора распространяются на военные и гражданские организации. Эта служба занимается также лицензированием деятельности, связанной с ее компетенцией.

• Госэнергонадзор. Объекты контроля – теплоиспользующие и электроустановки, поэтому для проведения мероприятий по государственному надзору за охраной труда проверяющие из этой службы могут попасть практически на любое предприятие страны.

Полномочия Федеральной инспекции труда

В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда. Ст. 354 ТК РФ определяет федеральную инспекцию труда как единую систему, состоящую из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда). Таким образом, федеральная инспекция труда состоит из Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) и государственных инспекций труда субъектов РФ.

Государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда

Поиск Лекций

В силу всеобщности и многоплановости требований охра­ны труда ее вопросы оказываются не только частью трудово­го законодательства и иных нормативных правовых актов по обеспечению специальных видов безопасности деятельности человека, например промышленной, транспортной, пожарной, экологической и т.п., но и подпадают под различные виды государственного надзора и контроля.

  • Государство контролирует выполнение работодателем государственных нормативных требований охраны труда с по­мощью специально предназначенных для этого государствен­ных органов (надзоры, инспекции, называемые ныне все чаще на федеральном уровне службами).
  • Деятельность органов государственного надзора осуществ­ляется на основе принципов законности, объективности, не­зависимости и гласности, уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
  • Высший государственный надзор за точным и единооб­разным исполнением всего законодательства, в том числе тру­дового законодательства и иных нормативных правовых ак­тов, содержащих нормы трудового права, куда входит охрана труда, осуществляется Генеральным прокурором Россий­ской Федерации и подчиненными ему нижестоящими про­курорами.

В соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г.

№ 875, Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда), в отношении любых работодателей независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей — физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники, а также иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры.

Читайте также:  Новое в законах и налогах: что изменится с 2023 года

Предметом федерального государственного надзора в сфере труда является соблюдение работодателями в процессе осуществления ими своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, а также выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.

  1. Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии:
  2. · с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по федеральному государственному надзору в установленной сфере деятельности;
  3. · иными федеральными органами исполнительной власти;
  4. · органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  5. · органами местного самоуправления;
  6. · органами прокуратуры;
  7. · профессиональными союзами (их объединениями);
  8. · объединениями работодателей;

· другими организациями (ст.365 Трудового кодекса Российской Федерации).

  • Взаимодействие осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Основными задачами федеральной инспекции труда являются:
  • · обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
  • · обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • · обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

· доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст.355 Трудового кодекса Российской Федерации).

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

  1. 1) в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;
  2. 2) запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  3. 3) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
  4. 4) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
  5. 5) предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
  6. 6) направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
  7. 7) выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  8. 8) запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;
  9. 9) составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  10. 10) выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
  11. 11) предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда.
  12. Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий государственных инспекторов труда, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда

В ст. 7 Конституции РФ подчеркивается, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. Одной из гарантий реализации права работников на здоровье и безопасные условия труда является надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда. В соответствии с нормами ТК РФ надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда осуществляют:

  • специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от администрации предприятий, учреждений, организаций и вышестоящих органов;
  • профессиональные союзы, а также состоящие в их ведении техническая и правовая инспекция труда согласно положениям об этих инспекциях.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда осуществляют специально уполномоченные органы — федеральные надзоры. Внутриведомственный государственный надзор в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства, в том числе норм об охране труда и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Трехступенчатый контроль: зачем нужен и как его организовать

Трехступенчатый контроль: зачем нужен и как его организовать

Обязан ли работодатель вводить ступенчатый контроль

Ступенчатый контроль за охраной труда представляет собой проверку соблюдения требований безопасности на рабочих местах представителями разных уровней управления организации.

Работодатель обязан создать и обеспечить функционирование системы управления охраной труда (далее — СУОТ; ст. 212 ТК).

В свою очередь СУОТ подразумевает контроль соблюдения требований охраны труда на нескольких уровнях управления. Более того, Типовое положение о СУОТ, которое утверждено в Минюсте, предполагает ступенчатый контроль (п. 55 Типового положения о СУОТ, утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н, далее — Положение о СУОТ). Поэтому прямого требования вводить ступенчатый контроль для всех работодателей нет, но есть косвенные указания.

Ступенчатый контроль может стать надежной системой предупреждения производственного травматизма. Он позволит:

· оперативно выявлять и ликвидировать нарушения требований охраны труда;

· применять меры, которые позволят предупредить повторные нарушения;

· эффективно распределить обязанности по контролю за охраной труда;

· вовлекать в проведение контроля всех работников.

Сколько ступеней контроля выбрать

Чтобы определить, сколько ступеней контроля необходимо для конкретного предприятия, нужно проанализировать особенности производства: вид деятельности, численность сотрудников, структуру предприятия, месторасположение структурных подразделений, текущие условия труда.

Двухступенчатый контроль.

Подойдет для небольших организаций или компаний, где большая часть персонала — офисные сотрудники.

Трехступенчатый контроль.

Будет оптимальным для предприятий, которые состоят из нескольких производственных цехов, расположенных в одном месте.

Четырехступенчатый контроль.

Подойдет крупным организациям с большой численностью персонала и разветвленной организационной структурой, где есть удаленные подразделения, филиалы в регионах (таблица).

Четыре ступени также применяют на предприятиях с большим количеством рабочих мест с вредными и опасными условиями труда. В этом случае IV ступень — стратегический контроль, который проводит комиссия по охране труда, состоящая из руководителей направлений.

Самый распространенный вариант ступенчатого контроля — трехступенчатый. Он универсален, и его применяют как в небольших компаниях, так и на крупных предприятиях. Поэтому на его примере покажем, какие документы нужно подготовить и кого назначить ответственными, чтобы внедрить многоуровневый контроль соблюдения требований охраны труда в организации.

Глава 5. Осуществление контроля за соблюдением требований по охране труда

  • 73. Целью
    контроля за соблюдением требований по
    охране труда является
  • создание
    здоровых и безопасных условий труда
    работников, предупреждение
  • несчастных
    случаев на производстве и профессиональных
    заболеваний.

Контроль
может осуществляться в форме проверок,
обследований, осмот¬ров, систематического
учета показателей, характеризующих
состояние условий и охраны труда,
затребования необходимой информации,
рассмотрения жалоб, заявлений.

Контроль
предусматривает выявление причин
нарушений требова¬ний охраны труда и
разработку мероприятий по их устранению
и предупрежде¬нию.

74. Основными
задачами контроля являются:

74.1. выявление
и предупреждение нарушений государственных
норматив¬ных требований охраны труда
(далее — требования охраны труда);

74.2. оценка
состояния условий труда работников,
безопасности производ¬ственных
процессов, оборудования, приспособлений,
инструмента, сырья и материалов,
эффективности применения средств защиты
работниками;

74.3. выполнение
работниками должностных обязанностей
по охране труда и требований локальных
нормативных актов по охране труда;

74.4. принятие
мер по устранению выявленных недостатков;

74.5. доведение
до каждого работника информации о
состоянии техники безопасности и условий
труда на рабочем месте, а также о
принимаемых мерах по их улучшению.

75. Основными
видами контроля являются:

75.1. контроль
за соблюдением законодательства об
охране труда, осуще¬ствляемый
руководителями и специалистами
организации в соответствии с их
должностными обязанностями;

Читайте также:  Расчет пенсий и пособий на январь 2023 г.

75.2. контроль
по охране труда, осуществляемый службой
охраны труда организации в соответствии
с Типовым положением о службе охраны
труда организации и настоящим Положением
о СУОТ;

75.3. периодический
контроль за соблюдением законодательства
об охране труда, осуществляемый
руководителями структурных подразделений
организа¬ций с участием общественных
инспекторов профсоюзов по охране труда
(упол¬номоченных лиц по охране труда
работников);

23

75.4.

производственный
контроль за соблюдением требований
промышлен¬ной безопасности на опасных
производственных объектах, осуществляемый
эксплуатирующей их организацией в
соответствии с Правилами организации
и осуществления производственного
контроля за соблюдением требований
про¬мышленной безопасности на опасных
производственных объектах, утвержден¬ными
постановлением Министерства по
чрезвычайным ситуациям Республики
Беларусь от 28 июня 2000 г. № 11 (Национальный
реестр правовых актов Рес¬публики
Беларусь, 2000 г., № 75, 8/3744);

75.5.

общественный
контроль за соблюдением законодательства
об охране труда, осуществляемый
профсоюзами в соответствии с Порядком
осуществле¬ния профсоюзами общественного
контроля за соблюдением законодательства
Республики Беларусь о труде, утвержденным
постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 23 октября 2000 г.
№ 1630 (Национальный реестр пра¬вовых
актов Республики Беларусь, 2000 г., № 103,
5/4377).

  1. 76. Полномочия
    и ответственность руководителей и
    специалистов организа¬
  2. ции
    по осуществлению контроля за соблюдением
    законодательства об охране
  3. труда
    определяются их должностными инструкциями.
  4. При
    разработке должностных инструкций
    обязанности по осуществлению контроля
    за соблюдением законодательства об
    охране труда распределяются между
    руководителями и специалистами с учетом
    их трудовых функций, роли и места в
    системе управления охраной труда
    организации.
  5. 77. Руководители
    и специалисты организации (каждый в
    пределах своей
  6. компетенции)
    осуществляют контроль за:

Проверки органов государственного надзора за охраной труда

Проверки органов надзора и контроля за охраной труда в России могут быть плановыми или внеплановыми. Основные причины внеплановых проверок:

  • жалобы, заявления, обращения работников, представителей общественных организаций, фондов, других лиц о нарушениях работодателем требований ОТ;
  • окончание срока для устранения нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
  • требование провести проверку, поступившее от вышестоящей организации, прокурора, Правительства РФ;
  • запрос трудящегося о проведении мониторинга условий его труда;
  • несчастный случай, авария, другое внезапное событие, которое показывает, что в организации есть проблемы с безопасностью труда.

Когда в организации с безопасностью труда все хорошо, государственный надзор за охраной труда в ней ведется в плановом порядке. Каждый из органов надзора и контроля за охраной труда составляет график проверок, с которым знакомит представителей предприятия. Законодательством установлена периодичность мероприятий контролирующего характера. Например, инспекторы Минтруда посещают организации в плановом порядке 1 раз в 3 года.

О нарушениях, выявляемых при проверках

Подобные нарушения носят разноплановый характер (это может быть несоблюдение отдельных положений, касающихся заключения (расторжения) трудового договора, оплаты труда, предоставления гарантий и компенсаций). На сайте Роструда размещен перечень типовых нарушений с их классификацией (дифференциацией) по степени риска причинения вреда работникам и тяжести последствий таких нарушений. Предлагаем ознакомиться с выдержками из данного документа. Нарушения сгруппированы по разделам и представлены в таблице, в которой содержатся ссылки на статьи ТК РФ.

Нарушение требований трудового законодательства Нормы ТК РФ Категория нарушения в зависимости от негативных последствий для работника, в баллах
Прием на работу (заключение трудового договора)
Уклонение от оформления трудового договора Статьи 16, 19.1, 67 Высокий риск (10 баллов)
Заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем Статья 15 Высокий риск (10 баллов)
Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем Статья 67.1 Высокий риск (10 баллов)
Ненадлежащее оформление трудового договора (за исключением условий оплаты труда) Статья 67 Средний риск (6 баллов)
Нарушение установленной процедуры оформления трудового договора Статья 57 Низкий риск (3 балла)
Нарушение правил ведения и хранения трудовых книжек, инструкции по заполнению трудовых книжек Статьи 65, 66, 309 Низкий риск (1 балл)
Прекращение трудового договора (увольнение)
Нарушение процедуры увольнения работника по инициативе работодателя в случаях ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем; сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя Статья 81 Высокий риск (10 баллов)
Нарушение установленной процедуры расторжения трудового договора Статьи 29, 71, 77, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 127, 180, 269, 296, 327.6, 373, 384 Средний риск (6 баллов)
Рабочее время
Нарушение процедуры привлечения к работе в выходные дни, в нерабочие праздничные дни, к сверхурочной работе, к работе в ночное время, допущенное в отношении водителей автомобиля Статьи 96, 99 Высокий риск (10 баллов)
Непредоставление работодателем междусменного отдыха водителю автомобиля Статья 103 Высокий риск (10 баллов)
Установление работодателем продолжительности рабочего времени в неделю или (при суммированном учете рабочего времени) за учетный период, превышающей предусмотренную законодательством продолжительность рабочего времени Статьи 91, 92, 104, 173, 174, 176, 320, 333, 350 Высокий риск (7 баллов)
Нарушение работодателем установленного законодательством порядка учета рабочего времени Статьи 91, 99, 109, 300 Средний риск (5 баллов)
Время отдыха
Непредоставление дополнительного отпуска Статья 116 Высокий риск (10 баллов)
Нарушение порядка предоставления отпуска Статья 114 Средний риск (6 баллов)
Непредоставление работодателем перерывов для отдыха и питания Статья 108 Средний риск (6 баллов)
Неутверждение (нарушение сроков и (или) порядка утверждения) работодателем графика предоставления ежегодных отпусков Статья 120 Низкий риск (2 балла)
Оплата труда
Невыплата работодателем работнику установленной трудовым договором зарплаты Часть 6 ст. 136 Высокий риск (10 баллов)
Выплата зарплаты ниже минимального размера оплаты труда Часть 3 ст. 133 Высокий риск (10 баллов)
Неоплата в установленном размере работы в выходные и нерабочие праздничные дни Статья 153 Высокий риск (8 баллов)
Неоплата в установленном размере сверхурочной работы Статья 152 Высокий риск (7 баллов)
Неустановление сроков выплаты зарплаты Статья 136 Средний риск (6 баллов)
Невыдача расчетного листка работнику Статья 136 Низкий риск (1 балл)
Гарантии и компенсации
Невыплата выходного пособия по ст. 178 ТК РФ Статья 178 Высокий риск (9 баллов)
Несохранение за работником среднего заработка на время прохождения обязательных медицинских осмотров Статья 185 Средний риск (6 баллов)
Ответственность сторон трудового договора
Нарушение процедуры наложения дисциплинарного взыскания Статья 193 Средний риск (6 баллов)
Охрана труда
Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда Статьи 212, 225 Высокий риск (10 баллов)
Нарушение (несоблюдение) установленного порядка организации обязательных предварительных и (или) периодических медицинских осмотров Статья 212 Средний риск (6 баллов)
Нарушение установленного порядка выдачи и учета выдаваемых СИЗ Статья 212* Средний риск (6 баллов)
Отсутствие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности Статья 212 Средний риск (6 баллов)
Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
Несоблюдение установленных требований к организации труда работников в возрасте до 18 лет Статья 265 Высокий риск (9 баллов)
Несоблюдение установленных требований к организации труда женщин, лиц с семейными обязанностями Статьи 253, 254, 258 Средний риск (7 баллов)
Запрет заемного труда Статьи 56.1, 341.1, 341.2, 341.3 Средний риск (6 баллов)
Коллективные переговоры
Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению Статья 55 Средний риск (7 баллов)
Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения Статья 40 Средний риск (5 баллов)

* А также Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.01.2015 № 290н.

Как организован общественный контроль за охраной труда

Цель, с которой проводится общественный контроль за охраной труда на предприятии, — минимизировать травматизм, профессиональные заболевания и опасные производственные факторы. Название говорит само за себя: его проводит руководство с профсоюзом.

В конкретном структурном подразделении можно избирать несколько уполномоченных. В целом число, алгоритм избрания, срок исполнения обязанностей предусматриваются в коллективном договоре или в другом решении, выработанном вместе с нанимателем.

Выбор уполномоченных лиц происходит по инициативе профсоюза:

  • в отдельно взятом подразделении;
  • на предприятии в целом.

Рекомендация такая:

  • избирать уполномоченных по охране труда на собрании всего коллектива на период не меньше 2 лет;
  • можно привлекать специалистов других организаций (в данном случае необходимо согласие работодателя);
  • не следует рассматривать кандидатуры сотрудников, которые одновременно отвечают за охрану труда организации.

Уполномоченные часто являются членами комиссии по охране труда. Такие сотрудники взаимодействуют с работодателем, профсоюзом, специалистом по охране труда, органами госнадзора.

Порядок и периодичность общественного надзора:

  • ежедневно руководителем на рабочем месте;
  • ежемесячно на предмет исправности оборудования и инвентаря;
  • ежеквартально с целью проверки исполнения ранее выписанных предписаний.

Для ежемесячных мероприятий привлекаются профсоюзы, а в рамках ежеквартальных проводится обучение и проверка знаний ИТР.

Бывает еще и ведомственный контроль, реализуемый министерствами или вышестоящими организациями. Четких сроков его проведения не установлено. Проводится по мере необходимости с целями:

  • изучить условия работы;
  • установить причины травматизма;
  • расследовать происшествия;
  • организовать обучение;
  • оценить состояние рабочих мест.

В интервалах между ведомственными проверками перечисленные задачи тоже реализуются специалистами по охране труда и уполномоченными ответственными лицами.

Избранные уполномоченные регулярно предоставляют отчет на общем собрании предприятия. Их можно отозвать до окончания срока полномочий решением того же органа, которым они избраны.

Причинами отзыва становятся:

  • неисполнение функционала;
  • отсутствие требовательности при защите интересов и прав сотрудников.

Таким образом, осуществление мероприятий по соблюдению прав и законных интересов сотрудников в сфере охраны труда происходит при участии органов профсоюза, уполномоченных сотрудников, которые имеют право формировать для выполнения своих целей собственные инспекции.

Читайте также:  Условия получения пособия по безработице через портал «Работа России»

Мероприятия осуществляются на регулярной основе с применением обширного перечня прав и полномочий по такому надзору, в том числе положений, содержащих нормы, связанные с трудовым правом.

Отличие общественного контроля от ведомственного

Кроме общественного, существует еще и ведомственный контроль охраны труда, который выполняется министерствами, а также вышестоящими организациями. К примеру, органы самоуправления контролируют соблюдение правил, гигиенических нормативов на территории конкретного района, на производственных объектах, государственный пожарный надзор определяет уровень следования требованиям к пожарной безопасности на каждом предприятии и так далее.

Ведомственный контроль охраны труда — это проверка комплексного характера. Она не имеет установленных временных отрезков проведения, поэтому осуществляется по необходимости. Его главные задачи:

  • изучение условий работы на каждом предприятии;
  • установление причин травматизма;
  • расследование происшествий;
  • организация обучения сотрудников предприятия;
  • оценка состояния конкретного рабочего места.

Таким образом, ведомственный и общественный контроль за охраной труда на предприятии – это важная составляющая системы управления безопасностью в конкретной организации. Общественный контроль, согласно законодательству, должен организовываться каждым без исключения управленцем, а проводится профсоюзами или иными выборными органами.

Общественный контроль за соблюдением
законных прав и интере­сов работников
в области охраны труда осуществляют в
соответствии со статьей 22 Основ
законодательства РФ об охране труда
профессио­нальные союзы в лице их
соответствующих органов и иные
уполномоченные работниками представительные
органы, которые могут созда­вать в
этих целях собственные инспекции.

Профессиональные союзы в лице их
соответствующих органов и иные
уполномоченные работниками представительные
органы имеют право:

  • осуществлять контроль за соблюдением работодателями зако­нодательных и других нормативных актов по охране труда;
  • проводить независимую экспертизу условий труда и обеспече­ния безопасности работников предприятия;
  • принимать участие в расследовании несчастных случаев и про­фессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование;
  • получать информацию от руководителей и иных должностных лиц предприятий о состоянии условий и охраны труда, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве;
  • предъявлять требования о приостановке работ в случаях непос­редственной угрозы жизни и здоровья работников;
  • осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотре­нию представлений об устранении выявленных нарушений законода­тельства об охране труда;
  • осуществлять проверку состояния условий охраны труда, пре­дусмотренных коллективными договорами или соглашениями;
  • принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
  • принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов об охране труда;
  • обращаться в соответствующие органы с требованием о при­влечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчаст­ных случаев на производстве;
  • принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, уста­новленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, с изменением условий труда.

В связи с этой статьей Исполнительный
Комитет Генерального Совета Федерации
независимых профсоюзов (ФНПР) своим
постанов­лением от 16 июня 1994 г.

№ 5-5
утвердил Положение о технической
инспекции труда ФНПР, Типовое положение
об уполномоченном профсоюзного комитета
по охране труда и одобрил Рекомендации
по организации и осуществлению профсоюзами
контроля за соблюдением законодательства
по охране труда и окружающей среды на
предприя­тии.

Уполномоченные (доверенные) лица по
охране труда профессиональных союзов
или трудового коллектива действуют в
соответствии с Рекомендациями по
организации работы уполномоченного
(доверен­ного) лица по охране труда
профессионального союза или трудового
коллектива, утвержденными постановлением
Министерства труда РФ от 8 апреля 1994
года № 30.

При организации общественного контроля
за охраной труда на предприятии необходимо
принимать во внимание, что успешное
вы­полнение уполномоченными поставленных
задач и функций возможно при условии
оказания им необходимой помощи и
поддержки со стороны администрации
предприятия, профсоюзных и иных
уполно­моченных работниками
представительных органов, органов
государст­венного контроля и надзора,
инспекции профсоюзов. Правовые гарантии
для этого содержатся в Кодексе законов
о труде РФ, Основах законодательства
РФ об охране труда и других нормативных
правовых актах, регламентирующих
деятельность перечисленных органов.
Инс­титут уполномоченных создается
для организации общественного контроля
за соблюдением законных прав и интересов
работников в области охраны труда на
предприятиях всех форм собственности
независимо от сферы их хозяйственной
деятельности, ведомственной подчинен­ности
и численности работников. В зависимости
от конкретных усло­вий производства
в структурном подразделении может быть
избрано несколько уполномоченных.
Численность, порядок их избрания и срок
полномочий могут быть оговорены в
коллективном договоре или ином другом
совместном решении работодателя и
представительного органа работников.
Профсоюзы, иные уполномоченные работниками
пред­ставительные органы или трудовые
коллективы организовывают вы­боры
уполномоченных в структурных подразделениях
или на предприятии в целом. Выборы
уполномоченных рекомендуется про­водить
на общем собрании трудового коллектива
подразделения на срок не менее двух
лет. При наличии на предприятии нескольких
профсоюзов, иных уполномоченных
работниками представительных органов
— каждому из них должно быть предоставлено
право выдви­гать кандидатуры на выборы
уполномоченных. Уполномоченные могут
быть также избраны из числа специалистов,
не работающих на данном предприятии
(по согласованию с работодателем). Не
рекомендуется избирать уполномоченными
работников, которые по занимаемой
дол­жности несут ответственность за
состояние охраны труда на предпри­ятии.
Уполномоченные входят, как правило, в
состав комитета (комиссии) по охране
труда предприятия. Уполномоченные
организу­ют свою работу во взаимодействии
с руководителями производствен­ных
участков, выборными профсоюзными
органами или иными уполномоченными
работниками представительными органами,
со службой охраны труда и другими
службами предприятия, с государст­венными
органами надзора за охраной труда и
инспекцией профсою­зов. Уполномоченные
в своей деятельности должны руководствоваться
Кодексом законов о труде РФ, законодательными
и иными норматив­ными правовыми актами
по охране труда РФ, коллективным договором
или соглашением по охране труда,
нормативно-технической докумен­тацией
предприятия.

Уполномоченные периодически отчитываются
на общем собрании трудового коллектива,
избравшего их, и могут быть отозваны до
истечения срока действия их полномочий
по решению избравшего их органа, если
они не выполняют возложенных функций
или не прояв­ляют необходимой
требовательности по защите прав
работников на охрану труда.

В процессе своей деятельности
уполномоченные решают следую­щие
основные задачи:

  • содействие созданию на предприятии (в производственном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствую­щих требованиям норм и правил по охране труда;
  • осуществление контроля за состоянием охраны труда на пред­приятии (в производственном подразделении) и за соблюдением за­конных прав и интересов работников в области охраны труда;
  • представление интересов работников в государственных и об­щественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связан­ных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договора­ми или соглашениями по охране труда;
  • консультирование работников по вопросам охраны труда, ока­зание им помощи по защите их прав на охрану труда.

Для выполнения возложенных на
уполномоченных задач им дол­жны быть
предоставлены следующие функции:

  • контролировать соблюдение работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением со стороны работ­ников их обязанностей по обеспечению охраны труда;
  • участие в работе комиссий (в качестве представителей работ­ников) по проведению проверок и обследований технического состо­яния здании, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуаль­ной защиты работников и разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков;
  • участие в разработке мероприятий по предупреждению несча­стных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников;
  • осуществление контроля за своевременным сообщением руко­водителем подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда;
  • участие в организации первой помощи (а после соответствую­щего обучения — оказание первой помощи) пострадавшему от несча­стного случая на производстве.

Работодатель обязан создавать необходимые
условия для работы уполномоченных,
обеспечивать их правилами, инструкциями,
другими нормативными и справочными
материалами по охране труда за счет
средств предприятия.

Уполномоченным
выдается соответствующее удостоверение
и для выполнения возложенных на них
функций реко­мендуется предоставлять
необходимое время в течение рабочего
дня, устанавливать дополнительные
социальные гарантии на условиях,
определяемых коллективным договором
или совместным решением работодателя
и представительных органов работников.

Слайд 3

Основным органом государственного надзора и контроля за состоянием ОТ является Федеральная служба по труду и занятости. В ее структуру входят Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, территориальные органы по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственные инспекции труда субъектов Российской Федерации. Эта система осуществляет надзор и контроль за соблюдением российского законодательства о груде и охране труда, нормативных актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, о социальном страховании и выполнении коллективных договоров на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности. Надзор и контроль за безопасностью ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасностью, безопасностью при использовании атомной энергии, безопасностью электрических и тепловых установок и сетей, безопасностью гидротехнических сооружений, безопасностью производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения возложен на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору ( Ростехнадзор ).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *