Когда в Беларуси нужно менять летнюю и зимнюю резину, чтобы не получить штраф

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда в Беларуси нужно менять летнюю и зимнюю резину, чтобы не получить штраф». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Как видно из ТКП 299-2011 «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания», в вопросе ресурса шин законодательство оговаривает лишь те моменты, которые в основном важны для ведения учета организацией. В обычной жизни на нормы эксплуатационного пробега можно обращать внимание лишь в качестве ориентира, а при выборе шин лучше ориентироваться как раз на отзывы.

Как быть обычным автолюбителям?

Гарантийный срок службы шин составляет 5 лет с даты изготовления. К гарантийным случаям принято относить экземпляры с явным производственным браком. Ускоренный, относительно ожиданий, износ к этим случаям не относится, а потому причинами его проявления следует искать либо в особенностях модели как таковой, либо в особенностях эксплуатации, характерных для отдельно взятого случая.

Шпаргалка для бухгалтера: учет автомобильных шин

Когда в организации есть транспорт, то перед бухгалтером встает вопрос учета автомобильных шин. В материале автор рассмотрит варианты учета в зависимости от способа их приобретения шин.

Порядок учета приобретения шин:

Порядок учета шин при сезонной замене:

Автомобильные шины могут приобретаться как вместе с автомобилем, так и отдельно.

Рассмотрим каждый вариант по отдельности.

Вариант 1. Шины приобретены вместе с транспортным средством (далее – ТС).

При постановке на учет транспортного средства стоимость автомобильных шин на счетах бухгалтерского учета отдельно не отражается. Шины входят в комплектацию ТС и включаются в его первоначальную стоимость. Это касается и запасных шин.

Несмотря на то что шины приобретались вместе с автомобилем, на каждую шину, установленную на транспортное средство при его комплектации или во время эксплуатации, заводится карточка учета ее работы.

В процессе эксплуатации допускается вести карточки учета в электронном виде. Без ведения карточки учета и применения эксплуатационных норм пробега допускается эксплуатация шин, установленных на транспортных средствах, на которых владельцами транспортных средств осуществляются перевозки грузов и пассажиров для собственных нужд (подп. 9.1 технического кодекса установившейся практики ТКП 299-2011 «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания», утвержденного приказом Минтранса Республики Беларусь от 21.03.2011 № 149-Ц; далее – ТКП 299-2011).

Справочно: форма карточки учета работы автомобильной шины установлена в приложении Л к ТКП.

В организациях, которые воспользовались правом не вести карточки учета работы шин, должно быть назначено лицо, ответственное за учет работы шин, а также сформирована комиссия по их учету и списанию (часть третья подп. 9.1 п. 9 ТКП 299-2011).

Что говорит закон о сроках замены шин

Многие автовладельцы Беларуси до сих пор не знают, что с 1 января 2015 года вступил в силу Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». В этом законе есть приложение №8, в которое регламентирует требования сезонности шин. Согласно этому документу в зимние месяцы (декабрь, январь и февраль) на легковых автомобилях, участвующих в дорожном движении должны быть установлены зимние шины. Так как Республика Беларусь входит в Таможенный союз, то данное правило действует и на территории нашей страны.

То есть, по закону не позднее 1 декабря машину нужно переобуть в зимнюю резину и с 1 марта допускается сменить её на летнюю. Так что с 1 декабря 2022 года пощады не ждите, Госавтоинспекция активно штрафует за нарушение требований ПДД – летнюю и «лысую» резину.

Штрафы за езду на летних шинах в зимний период

  • если вас первый раз остановит инспектор ГАИ, отсутствие зимней резины на легковом автомобиле, участвующем в дорожном движении влечет предупреждение или наложение штрафа — до 1 базовой величины (до 32 бел.руб.); Согласно Статье 18.11. Часть 2. КоАП РБ
  • за повторное нарушение ПДД в течении года наказание установлено в размере — от 2 до 5 базовых величин (от 64 до 160 бел.руб.); Согласно Статье 18.11 Часть 8. КоАП РБ
  • совершение ДТП на автомобиле без зимней резины, повлекшее причинение легкого телесного повреждения или повреждение имущества наказание в виде штрафа – от 2 до 30 базовых величин (от 64 до 960 бел.руб) или лишение права управления транспортным средством сроком до 2 лет. Согласно Статье 18.16. Часть 1. КоАП РБ

Минимальная глубина протектора

Помимо старения резиновой смеси, изнашивается и сам протектор. Средняя глубина канавок протектора новой летней автошины составляет 8 мм. У зимней он немного побольше и превышает 10-12 мм. Кроме того, там нанесены так называемые ламели, то есть «присоски» расползающиеся по поверхности льда и создающие эффект прилипания. Они гораздо нежнее грубых грунтозацепов зимнего протектора и при активном механическом воздействии быстро теряют часть материала. Кроме того, канавки протектора призваны отводить не только воду, но и снежные массы. Именно поэтому зимние шины должны иметь более высокий протектор.

Читайте также:  Пять индексаций. Что в 2023 году ждёт пенсионеров и льготников?

Требования к эксплуатации зимних шин содержатся в Техническом регламенте Таможенного союза, а также в приложении к ПДД под названием «О допуске транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения». В пункте 5.1 приведены более подробные требования к шинам.

Если на колесе отсутствует индикатор износа, то глубина протектора измеряется штангенциркулем. Минимальная глубина протектора летних шин для различных категорий транспортных средств должна составлять:

для категорий L — 0,8 мм;

для категорий N2, N3, O3, O4 — 1 мм;

для категорий M1, N1, O1, O2 — 1,6 мм;

для категорий M2, M3 — 2 мм.

Сколько сезонов проходит резина

Причин изнашивания покрышек может быть достаточно много, однако их просто определить, важно изучить поверхность протекторного рисунка.

Если наружные края подвержены наиболее серьезному износу, чем центр протектора, это говорит о слабом или чрезмерном давлении в автошинах. А не одинаково износившиеся протекторные кромки исключительно с одной стороны сообщают водителю о проблемах с развалом-сходом. Помимо изнашивания, на то, сколько ходят покрышки, оказывает влияние и стиль передвижения на авто. У ценителей экстрима с резким тормозом протектор будет изнашиваться быстрее. Становится понятно, что влияет на долговечность не только то, на какой автопробег подходят колеса, но и прочие моменты:

  • стиль езды;
  • качество дороги;
  • участие в аварийных ситуациях.

Важно помнить и о регулярном техническом осмотре, а также через каждые 14 дней надо контролировать давление в шинах.

Относительно баланса, так его следует делать через каждые 15 000 км автопробега. После наезда на препятствие необходимо осмотреть шины на присутствие повреждений и грыж.

ВРЕМЕННЫЕ НОРМЫ ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО ПРОБЕГА ШИН АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Руководящий документ РД 3112199-1085-02

Срок действия до 01.01.2007г.

(Установлен Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 05.01.2004 № АК-1-Р)

Москва 2002 г.

237

1. Введение

Нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств предназначены для планирования потребности транспортных предприятий в шинах, осуществления режима экономии и рационального использования материальных ресурсов, определения уровня тарифов и обеспечения расчетов по налогообложению предприятий.

Нормы эксплуатационного пробега шин разработаны с учетом статистического анализа фактических данных о средних пробегах и основных причинах выхода из строя около 420 тыс. шин, снятых с эксплуатации на автотранспортных предприятиях Российской Федерации.

2. Область применения

Настоящие нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств установлены для шин, предназначенных для использования на легковых, грузовых автомобилях, автобусах и троллейбусах, прицепах и полуприцепах (категорий Ml, М2, М3, N1, N2, N3, 01, 02, 03 и 04) (Приложение 1), которые не подвергались восстановительному ремонту и были сняты с эксплуатации по следующим причинам;

— износ рисунка протектора ( при условии пригодности шины к восстановительному ремонту);

— разрушения производственного или эксплуатационного характера, исключающие возможность проведения восстановительного ремонта.

Нормы обязательны для использования организациями и индивидуальными предпринимателями, независимо от организационно-правовой формы.

3. Расчет норм

эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств

3.1. Нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств устанавливаются на основе среднестатистического пробега шин снятых с эксплуатации.

Продолжение тябл.2
1 2 3 4 5
13. MA3-5337,-53373 (автомобильные шасси для комплектация

специализированных кузовов и установок), МАВ-53371,- 53368, -53363* -53366, -53362, -6303, -63035, -63038, -63035-100,-63171, -509А, -5434,64255, -6303-26

I1.00R20 Й-ШАМ 100
И-68А 80
12,00R20 И-109Б 90
КЦИ-150А 90
ИД-304 80
И-332 75
БИ-368 85
12,00-20 ИЯБ-12Б 80
ВИ-243-1, ВИ-243 А,Б,М 80
14. MA3-5433, -54331, -54323- 54328,-54329, -54326, -54327, -543268-020,-64221, -64229, -64224 (седельные тягачи) 11,00R20 И-111АМ 90
И-68А 75
12.00R20 И-Ш9Б 85
БЦИ-150А 85
ИД-304 75
И-332 70
БИ-368 80
15, МАЗ-5549, -5551, -55516,-55513,-55514, -5552, -5516, 551603-023, -55165 (самосвалы) 12,00-20 ИЯВ-12Б 80
ВИ-243 80
12,00R20 И-109Б 85
ИД-304 85
11.00R20 И-68А 75
16. Урал-4320,-4320-10, 4320-0611,-5323-20, в т.ч. специальные и специализированные на базе нх шасси н модификации 14,00-20 ОИ-25 65
17. Урал — 4320-0911, -43206.-6361-01 1200×500-508 ИД-П284 60
18. Урал-4420-01, -44202-10, 63614-01 (седельные тягачи) 1100×400-533 0-47А 50
1200×500-508 ИД-П284 55
19. УРАЛ-5960-10, -5960-10-04,5960-10-02, -6902-10 (лесовозы) 1200×500-508 ИД-П284 55
20. Урал -5557-10/31,

-55571-30,-63615-01

(самосвалы)

1200×500-508 ИД-П284 55
21. Урал- IVECO — 63291, -632920

(седельные тягачи)

12,00R20 0-75 80

Нормы гарантийных пробегов шин в тыс. км
[c.266]

Нормы пробега шин и учет их работы. Срок работы автомобильных шин учитывают по их пробегу.

Пробег шин зависит от условий эксплуатации и ухода за ними. Заводами, выпускающими шины, установлены нормы гарантийного пробега в зависимости от их размера.

Для большинства грузовых автомобилей норма гарантийного пробега составля-252
[c.252]

Расход покрышек и камер определяется средней нормой гарантийного пробега новых шин, составляющей для грузовых автомобилей 45 ООО км, для легковых — 33 ООО и для автобусов 60 ООО км.
[c.65]

Для шин легковых автомобилей по ГОСТ 4754—80 норма гарантийного пробега равна диагональных — 33 тыс. км, кроме шин 155—13/6,15—13 — 27 тыс. км и 5,90—13 — 25 тыс. км, радиальных с текстильным брекером —
[c.397]

Для шин с регулируемым давлением по ГОСТ 13298—78 норма гарантийного пробега равна [c.397]

Для шин большегрузных автомобилей, строительных, дорожных и подъем-но-транспортных машин по ГОСТ 8430—76 норма гарантийного пробега равна [c.407]

По ГОСТ 5513-54 установлены следующие нормы гарантийного пробега шик 32 000 км для шин размеров 2,00—20 11,00—20 10.50-20 10,00—20. 10,00—18 [c.266]

Гарантийные нормы пробега шин установлены 24 ООО км — для шин легковых автомобилей и 32 ООО км — для шин грузовых автомобилей. Для автобуса ЗИЛ-127 вследствие значительных скоростей его движения завод предусматривает принудительную замену покрышек и камер после про -а 24 (ЮО км.
[c.177]

Гарантийная норма пробега шин, тыс. км
[c.304]

Гарантийные нормы пробега шин установлены в зависимости от их размера. Для большинства грузовых шин гарантийные нормы установлены 30 тыс. км, а для легковых 21 тыс. км.
[c.147]

В настоящее время уже далеко не единичны случаи, когда существующие нормы пробега шин значительно превышаются не только отдельными шоферами, но и автохозяйствами в целом. Есть много автохозяйств, которые в течение года не списывают в утиль ни одной покрышки, не прошедшей гарантийную норму пробега.
[c.149]

Больших достижений добились передовики автотранспорта в отношении увеличения пробега шин. Многие шоферы добиваются более чем 100 тыс. км пробега при гарантийной норме пробега 30 тыс. км. При этом существующие нормы пробега шин значительно превышаются не только отдельными шоферами, но и целыми автохозяйствами.
[c.6]

Гарантийная норма пробега шин легковых автомобилей без ремонта равна 33 ООО кт, грузовых — 45 ООО км и автобусов — 60 ООО км. Гарантийная норма пробега шин после восстановления протектора легковых автомобилей — 20 ООО км, грузовых — 24 ООО км и автобусов — 32 ООО км.
[c.402]

Гарантийные нормы пробега шин и порядок замены их заводами-изготовителями
[c.397]

Для шин с зимним рисунком протектора гарантийная норма пробега снижается на 15%.
[c.304]

На шины, подлежащие списанию ранее гарантийной нормы пробега, необходимо составить акт для предъявления рекламации заводам-изготовителям. Шины, снятые с эксплуатации с пробегом до 10 тыс.

км при наличии производственных дефектов, должны обмениваться за-водом-изготовителем безвозмездно. Если шины, имеющие пробег более 10 тыс.

км и менее гарантийной нормы, вышли из строя из-за наличия производственных дефек-172
[c.172]

В проектах новых ГОСТ на шины предусмотрены более высокие гарантийные нормы пробега.
[c.266]

Для пробега автомобильных шин в отдельных республиках с особо тяжелыми доро — нь ми условиями утверждены гарантийные нормы, приведенные в табл. 20.
[c.266]

Для шин грузовых автомобилей, автоприцепов и автобусов по ГОСТ 5513—75 норма гарантийного пробега равна диагональных для грузовых автомобилей и автоприцепов — 53 тыс. км (57 тыс. км со Знаком качества) диагональных для городских автобусов — 65 тыс.

км (72 тыс км со Знаком качества) радиальных с металлокордным брекером для грузовых автомобилей, автоприцепов и автобусов — 70 тыс. км (77 тыс. км со Знаком качества) радиальных с текстильным брекером для грузовых автомобилей и прицепов — 60 тыс. км (65 тыс.

Нормы пробега автомобильных шин от Министерства Транспорта в 2019

Нормы пробега автомобильных шин расчитаны установлены Минтрансом. Документ был утвержден 04.04.2002г., действует и сегодня, в 2018 и 2019 гг. Нормы пробега шин рассчитываются на основе среднестатистического пробега шин, снятых с эксплуатации.

В таблице представлены пробеги шин легковых автомобилей.

N п/п Базовая модель автомобиля Обозначение (типоразмер) шины Модель шины Среднестатистический пробег шины, тыс. км
1 2 3 4 5
Автомобили отечественного производства и стран — членов СНГ
1. ВАЗ-1111 «Ока» и модификации 135/80R12 БИ-308 35
2. ВАЗ-2101, -2102, -2103, -2104, -2105, -2106, -2107, -2108, -2109 и модификации 155-13/6, 15-13 И-151 40
165-13/6, 45-13 АИ-168У, М-145, С-110, Вл-20, VS-2 40
165/70R13 Бл-85, ВС-11, ВС-2, Бц-19, Я-508, КАМА-205, КАМА-503, МР-8 45
165/80R13 МИ-16-1, МИ-16, Я-370, Я-515 45
175/70R13 Бл-85, ВС-4, ВС-11, ВС-20, 10В, VS-12, М-202, М-204, Я-380, Я-458, Я-545, Я-552, И-391, БИ-391, ВлИ-391 45
М-232, О-78, Я-400, 15В, SPT-4 40
185/65R13 БЦ-13, БЦ-16, К-161, К-177 45
3. ВАЗ-2121 «Нива» и модификации 175-16/6,95-16 Вл-21, ВлИ-5 45
175/80R16 Я-457 45
ВЛИ-10 40
185/75R16 К-156 45
VS-17, Вл-53 40
4. ГАЗ-24 и модификации 7,35-14 ИД-195, АИД-23, ВЛ-14, ВЛ-20 40
5. ГАЗ-3102, -31013, -31029, -3105, -33029, -24 и модификации 205/70R14 ИД-220, ОИ-297, ИЛ-259, VS-1, КАМА-ART, КС-2, БЦИД-220, БЦ-1, И-371, И-503, НР-60, ЛМ-2, Бел-59, Я-426, Я-440, Я-436 50
М-227, М-217 45
6. ГАЗ-3110 и модификации 195/65R15 Л-8, КАМА Nicola, КАМА Grant, Я-437, Я-456, И-501 50
7. ГАЗ-14 «Чайка» 9,35-15 ИЛ-126, ИЛ-137 24
8. ЗАЗ-968, -1102 и модификации 155/70R13 Бц-11, БЛ-85, БЛ-85-1 45
6,15-13 И-151 40
9. ИЖ-2125, -2126, -2715, Москвич-408, -412, -423, -424, -427, -2136, -2140 и модификации 6,45-13 М-145, Вл-20, БЦС-1, С-110 40
165/70R13 Я-370 40
165/80R13 МИ-16, М-190, Я-370 45
Вл-14, АИ-168У 40
175/70R13 ИН-251, 10В, ВлИ-391, И-391, БИ-391, Я-402 45
Я-400, С-129, SPT-4 40
10. Москвич-2141 и модификации 165/80R14 МИ-180 45
185/65R14 БЦ-5, И-394, БИ-394, М-239, 26В, К-187, Я-438, Я-460, Я-523, Я-540, VS-18 50
Автомобили зарубежного производства
1. BMW различных модификаций 185/65R15, 195/65R15, 205/60R14 шины зарубежного производства 50
2. Chevrolet различных модификаций 195/70R14, 185/70R14, 235/55R15 шины зарубежного производства 50
3. Daewoo различных модификаций 175/70R13, 185/65R14 шины зарубежного производства 45
4. Ford различных модификаций 175/70R13, 185/65R13, 185/65R14, 185/70R14, 185/75R14, 195/70R14 шины зарубежного производства 55
5. Hyundai различных модификаций 195/70R14, 195/75R14, 205/60R15 шины зарубежного производства 40
6. Honda различных модификаций 185/70R14, 205/65R14, 185/65R15, 195/60R15, 185/65R15, 205/65R15 шины зарубежного производства 50
7. Kia различных модификаций 165/70R13, 175/70R13, 195/75R14 шины зарубежного производства 45
8. Mercedes Benz различных модификаций 185/70R14, 195/65R14, 195/75R14, 195/65R15, 205/60R15, 205/65R15 шины зарубежного производства 50
9. Opel различных модификаций 185/70R14, 195/70R14, 225/70R15, 225/75R16, 235/75R16 шины зарубежного производства 60
10. SAAB различных модификаций 185/65R15, 195/60R15, 205/65R15 шины зарубежного производства 40
11. Renault различных модификаций 175/70R13, 195/65R14 шины зарубежного производства 55
12. Toyota различных модификаций 165/70R13, 175/70R13, 195/70R14, 185/80R14 шины зарубежного производства 50
13. Volkswagen различных модификаций 165/70R13, 175/70R13, 185/65R14, 185/70R14, 205/70R14 шины зарубежного производства 55
14. Volvo различных модификаций 185/60R15, 185/65R15, 185/70R15, 195/70R15, 205/65R15 шины зарубежного производства 50

Что сокращает срок годности шины

Началом эксплуатации резины считается день установки на диск, тогда начинают действовать нагрузки, свойственные функционалу. Сколько служат шины, зависит от многих внешних факторов, в числе которых:

  • качество резины, комбинация компонентов в составе и соблюдение технологии при ее изготовлении
  • состояние дорог, одна из главнейших причин повреждения и преждевременного износа покрышек
  • размеры, низкопрофильная шина получает микроповреждения, соприкасаясь с диском на неровных поверхностях
  • ресурс шины зависит от грузоподъемности автомобиля и пробега
  • частота использования покрышек и средняя дальность поездок
  • стиль вождения, резкие торможения или старты сильно влияют на состояние резины, независимо от качества.

Классификация условий эксплуатации

Дорожные покрытия:

Д1 — цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика;

Д2 — битумоминеральные смеси (щебень или гравий, обработанные битумом);

Д3 — щебень (гравий) без обработки, дегтебетон;

Д4 — булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами, зимники;

Д5 — грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами; лежневое и бревенчатое покрытия;

Д6 — естественные фунтовые дороги; временные внутрикарьерные и отвальные дороги; подъездные пути, не имеющие твердого покрытия.

Тип рельефа местности (определяется высотой над уровнем моря):

Р1 — равнинный (до 200 м);

Р2 — слабохолмистый (свыше 200 до 300 м);

Р3 — холмистый (свыше 300 до 1000 м);

Р4 — гористый (свыше 1000 м до 2000 м);

Р5 — горный (свыше 2000 м).

Учет автомобильных шин в казенном учреждении

Исходя из требований инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, бухгалтерские проводки по учету приобретенных шин будут иметь следующий вид. Пример ООО «Вымпел» в ноябре 2010 г. приобрело два комплекта автомобильных шин: один комплект по цене 25 000 руб., второй — 30 000 руб. (без

НДС). Один комплект (стоимостью 25 000 руб.) в ноябре 2010 г. был установлен на автомобиль, т.е. передан в эксплуатацию. Второй комплект (стоимостью 30 000 руб.) — оставлен на складе.

В отношении обоих комплектов предусмотрена одинаковая бухгалтерская проводка: а) комплект шин, установленный на автомобиль (переданный в эксплуатацию): Оприходованы автомобильные шины: Дебет счета 10 «Материалы», субсчет 10-5 «Запасные части» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками — 25 000 руб.

Что влияет на срок годности автомобильных шин

К наиболее значимым факторам можно отнести:

  • Дату изготовления — указана на боковине покрышки.
  • Условия транспортировки и хранения – несоблюдение вышеизложенных правил складирования и перевозки покрышек приводит к образованию микротрещин на поверхности резины и, как следствие, постепенному ее разрушению.
  • Пробег – существенное влияние на срок годности автомобильных шин оказывает как долгий простой, так и ежедневная эксплуатация.
  • Давление – неправильно выставленное, оно приводит к увеличению износа резины и сокращению ее долговечности на 15 %, поэтому важно придерживаться значений, установленных производителем.
  • Езду на высокой скорости (более 120 км/ч) – она уменьшает срок годности автомобильных шин на 50 %.
  • Перегрузки транспортного средства –превышение допустимой массы груза приводит к характерному истиранию протектора, вследствие чего срок службы покрышек сокращается на треть.
  • Исправное состояние автомобиля – неполадки, касающиеся ходовой части, влияют, как правило, на равномерность износа покрышек.

Очень важно также в холодное время года тщательно следить за исправностью развал-схождения. Оптимальное давление в колесах зимой должно быть на 0,2 бар выше рекомендованного.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *