30 лет приватизации в России. Плюсы и минусы великой реформы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «30 лет приватизации в России. Плюсы и минусы великой реформы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Чубайс обещал по две «Волги» за каждый ваучер. И некоторые россияне действительно получили примерно такую сумму – если грамотно вложили свои чеки. Грамотно – в предприятия, которые не разорились в сложные 90-е и существуют до сих пор. Акции «Роснефти», которые можно было купить на ваучер, сейчас стоят примерно 700 тысяч рублей, акции «Газпрома» – примерно миллион рублей. Но стоит понимать, что многие владельцы уже продали эти бумаги раньше (что в случае с «Роснефтью» – не так уж и плохо).

Приватизация в России как притворная «политическая» сделка. Можно ли вернуть ее стороны (государство и народ) в первоначальное положение?

Коллеги на этом ресурсе все чаще затрагивают политические темы, которые имеют правовой контекст. Вот и я хотел бы поделиться своими соображениями насчет одного из ключевых событий в истории новой России – приватизации государственного имущества.

Важность этого вопроса объясняется тем, что приватизация 90-х сформировала основы нынешней социальной структуры общества и политической системы государства, то есть фундамент той реальности, в которой мы существуем сейчас.

На мой взгляд, будет весьма любопытно оценить приватизационные процессы с позиций выявления их реальных целей и действительного смысла, применив тем самым распространенные сейчас методики оценки фактических обстоятельств.

Публично смысл приватизации сводился к справедливому распределению государственной собственности между гражданами страны и созданию класса «эффективных и ответственных» собственников, по факту же целью была передача собственности небольшой группе «инициативных» граждан, причем заведомо без какого-либо возмещения с их стороны и выгоды абсолютного большинства граждан.

Процесс приватизации в России состоял из нескольких связанных между собой последовательных мероприятий, направленных на достижение обозначенной выше цели, тем самым здесь была реализована популярная и ныне схема цепочки технических действий (сделок), которые маскирую конечную цель.

Действительный смысл: изъятие у населения значительных личных накоплений за счет их обесценивания и ограничение возможности широкого участия граждан в приватизационных процессах.

Формальная цель: пропорциональное распределение национального достояния между гражданами страны.

Действительный смысл: создание механизма, который позволил с минимальными затратами сконцентрировать приватизационные права (ваучеры) и направить их на льготное приобретение акций ограниченной группой «соискателей» (при формальном соблюдении права каждого на долю в национальном достоянии). Задача была решены путем свободного обращения ваучеров и создания чековых инвестиционных фондов, которые собирали ваучеры якобы для целей инвестирования в промышленные активы, фактически же – для скупки акций в пользу заинтересованных лиц.

Приватизация промышленности (или большая приватизация)

Формальная цель: создание эффективной экономики, основанной на частной собственности.

Действительный смысл: формирование условий для концентрации собственности в руках ограниченной группы. Технология здесь была не хитрой: предприятия выкупались «советским» менеджментом (красные директора) с последующей уступкой контроля предпринимательскому сообществу. При этом ни директора, ни предприниматели не несли реальных расходов на приобретение акций – средства были получены за счет трансфертного ценообразования при реализации продукции самих предприятий.

Формальная цель: привлечение государством частного финансирования для покрытия бюджетных расходов под залог акций крупных промышленных предприятий.

Действительный смысл: передача государственных активов в руки заинтересованных лиц. Как и в случае с «большой» приватизацией, покупатели не понесли реальных расходов – цена акций была значительно ниже рыночного уровня, а оплата производилась за счет государственных средств, размещенных на счетах банков, связанных с покупателями.

На мой взгляд, власть не имела злонамеренной и корыстной цели в реализации фактического плана приватизации, она всего лишь использовала ясный ей сценарий, когда активы передаются под контроль ограниченной и персонально понятной группы лиц, а не абстрактной массе миноритарных собственников-акционеров.

Но, как быто ни было, абсолютное большинство граждан страны было введено в заблуждение в отношении реальных целей приватизации, а сам процесс передачи государственных активов в частные руки носил притворный характер: формальный смысл приватизационных мероприятий не совпадал с действительным.

Проводя аналогии с гражданским законодательством, можно утверждать, что политическая сделка приватизации государственного имущества, которая была реализована в период с 1992 по 1997 году, ничтожна как притворная (ст. 170 ГК РФ).

Можно ли в этой ситуации добиваться если не реституции, то хотя бы компенсации в пользу «населения» со стороны государства и/или бенефициаров приватизационных процессов?

Вопрос, конечно, риторический. В оценке приватизации, как ни странно, между разными политическими силами сформирован относительный консенсус.

Президент еще в 2003 году (на фоне истории с ЮКОСОМ) заявил, что результаты приватизации священны и пересматриваться не будут. Надо сказать, что слово свое он сдержал – тренда на оспаривание приватизационных сделок не возникло ни в государственной политике, ни в судебной практике.

Со своей стороны «ключевой» оппонент власти (борец с коррупцией, берлинский пациент и просто Блогер), по поводу ревизии итогов приватизации высказался довольно туманно, предложив выборочно обложить некоторых владельцев бизнеса разовым налогом, компенсируя, таким образом, потери бюджета при передаче соответствующих производственных активов.

Все это означает, что российский бизнес, который владеет приватизированными в 90-е годы предприятиями (или их правопреемниками), будет продолжать нести соответствующие риски, пока не этот «первородный грех» не будет искуплен тем или иным способом.

Кто может приватизировать квартиру

Все, кто проживает в квартире по договору соцнайма, в том числе несовершеннолетние дети, могут стать собственниками этого жилья.

Несовершеннолетние дети. Если ребенок проживает в квартире и зарегистрирован в ней, он в обязательном порядке участвует в приватизации. Детей до 18 лет можно исключить из участников приватизации только по разрешению органов опеки и попечительства.

Если ребенок проживает отдельно от кого-то из родителей, он сохраняет право пользоваться приватизируемой квартирой.

Например, отец приватизирует свою квартиру, а ребенок проживает вместе с матерью, но зарегистрирован в квартире отца. В этом случае у ребенка есть право на долю в этой квартире при приватизации.

Совершеннолетние жильцы могут отказаться от доли в праве собственности на квартиру — написать отказ от приватизации. В этом случае человек сохраняет свое право на бесплатную приватизацию — по закону это разрешено только один раз. Но есть исключение — если человек участвовал в приватизации до совершеннолетия, он может еще раз приватизировать бесплатно какое-либо жилье уже после совершеннолетия.

Приватизация 90-х. Катастрофа национального масштаба.

Одна только Великая Отечественная война, разрушившая города и села европейской части России, нанесшая удар по экономике и унесшая порядка 20 миллионов жизней наших сограждан-была тяжким испытанием для нашей Родины, но наше Отечество смогло за короткий срок восстановить предприятия и целые отрасли, создать новые, достичь немыслимых успехов в освоении космического пространства и выйти из всех испытаний с высоко поднятой головой победителя.

Однако окончание прошлого века таило новую беду под названием: развал страны и передел ее собственности, причиной чего явились не только структурный кризис планово-командной экономики, но и в большей степени внутренняя враждебная деятельность партийно-номенклатурного аппарата по отношению к собственной стране.

Необходимость приватизации.

После событий 1991 года, которые некоторые историки истолковывают в качестве государственного переворота, совершенного либерал-демократами во главе с Б. Ельциным,

привлекательная, но не очень понятная для простых людей идея реформаторов «народной приватизации» уже не вызывала большого энтузиазма в обществе.

Все были свидетелями первых акций реформаторов 1992 года — либерализации цен и обесценения вкладов граждан в Сбербанке, а поэтому правительство реформаторов Е. Гайдара не пользовалось особым доверием у народа.

Необходимость приватизации предприятий на территории созданной Российской Федерации власть объясняла необходимостью преодоления застоя в промышленности и в сельском хозяйстве.

Мнением народа по этому поводу, то есть нашим с вами мнением, не интересовались, но, начиная приватизацию, россиянам объяснили, что приватизированные предприятия будут работать гораздо лучше, ведь на них должны прийти настоящие хозяева, которые все увеличат, поднимут, усовершенствуют, достигнут.

Следовательно, реформы должны были неминуемо привести к серьезному росту во всех отраслях народного хозяйства, и это произойдет именно после приватизации предприятий и перехода их в частную собственность.

Кроме того, будет создан класс «хозяев» — опора власти.

Продекларированные «равные возможности» оказались у некоторых чиновников верхних эшелонов власти и приближенных к «борцу с привилегиями» первому президенту РФ наиболее равными.

Читайте также:  Образец частной жалобы на определение суда о восстановлении срока

В порядке ст.4 Закона РФ от 03.07.1991 N 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»

То есть руководило приватизацией Госкомимущество РФ., которое возглавил не к ночи будет упомянутый А.Б.Чубайс,

но свое деятельное руководство он осуществлял при помощи и с непосредственным участием группы иностранных специалистов, консультантов и советников, которые совершенно не знали специфики России, и судьба ее была им безразлична.

Как указывает Л.Н.Шереметьева, канд. Филос. Наук в статье «Народная приватизация по-российски: оценки и выводы.»

Данная экспертная комиссия состояла из 11 человек, большая часть членов которой оказались иностранцами.

Заместителем председателя был назначен Д.Хэй. И как это часто бывало в истории нашей страны, иностранные специалисты оказались нечисты на руки, так как консультируя младореформаторов, они параллельно торговали ценными бумагами российских предприятий. И в отношении некоторых этих персонажей в США в дальнейшем возбудили уголовные дела.

Приватизация: 30 лет спустя

Неоднозначный процесс, стартовавший в 90-х, до сих пор вызывает отторжение у большинства граждан страны, а у экспертов — желание разобраться в причинах его малой эффективности. Пожалуй, ни один элемент гайдаровских реформ не обеспечил такую массу противоречивых оценок в обществе как приватизация госсобственности. Либералы считали и считают, что именно она позволила зародиться в стране классу собственников. Противники указывают на ряд фатальных ошибок, допущенных в ходе раздела национального достояния, из-за которых так и не удалось достичь желаемого результата — бурного экономического роста за счет поступивших в казну средств. Порты и корабли уходили по стоимости иномарки, госпредприятия, попавшие в частные руки, становились неэффективными…

Спустя 30 лет наше издание попросило парламентариев и экспертов оценить последствия чувствительного для страны процесса, толчок которому дал президент СССР Михаил Горбачев, подписавший 1 июля 1991 года закон «Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий».

Преимущества и недостатки приватизации

В квитанции по квартплате исчезнет плата за найм квартиры, но появится за кап.ремонт — пп. 2 п. 2 ст. 154 ЖК. На моей практике квартплата увеличивалась от 10 до 30 %. В каждой ситуации по-разному. Льготы по ЖКХ после приватизации сохраняются.

Квартиру при приватизации граждане не выкупают, ее отдают им в собственность бесплатно — ст. 1 Закона о приватизации. Но сначала придется собрать много документов с разных организаций. Некоторые из них платные, например, технический паспорт или нотариальный отказ от участия в приватизации. Эти документы нужно подать в отдел приватизации и ждать ответа.

Можно нанять юриста или риэлтора, чтобы он занялся приватизацией квартиры. Услуга стоит от 15 тысяч рублей.

Если приватизированная квартира сильно пострадает от пожара, взрыва газа или наводнения, то собственникам государство новую квартиру в собственность не даст. Весь риск собственники берут на себя — ст. 211 ГК РФ. При пожаре или взрыве собственники могут требовать компенсации от виновника проишествия — ст. 1064 ГК РФ. Очень редко муниципалитет может дать собственникам жилье для проживания из маневрированного фонда. Обычно это комната в общежитии. Она дается временно и только когда собственники докажут, что им больше негде жить — ст. 95 и 106 ЖК.

Приватизированную квартиру можно застраховать от таких чрезвычайных ситуаций. За страховку нужно платить фиксированную сумму каждый год. Часто страховые компании неохотно отдают положенные деньги при страховом случае. Поэтому приходится с ними судиться.

Если пострадает муниципальная квартира так, что в ней невозможно будет жить, то муниципалитет должен предоставить аналогичное жилье в социальный найм вне очереди — пп. 1 п. 2 ст. 57 ЖК. Например, сгорела однокомнатная, то должны дать однокомнатную такой же площади. Все это делается через районную администрацию, для этого создается комиссия.

На деле все гораздо хуже. Муниципалитет очень неохотно предоставляет взамен жилье. У внеочередников тоже есть своя очередь. Мои знакомые погорельцы получили жилье только через 9 лет. И то когда подали на муниципалитет в суд.

Если приватизируют квартиру несколько человек, то каждому будет дана равная доля в собственность. Собственники квартиры могут ее продать, подарить, сдать в аренду и проводить другие сделки — п. 2 ст. 209 ГК РФ. От продажи можно купить себе новое жилье. Например, более просторную квартиру с помощью ипотеки. Тоже самое может сделать собственник своей доли отдельно от других.

Собственник квартиры или доли может при жизни завещать ее кому захочет — Глава 62 ГК РФ. Если завещания нет, то после смерти собственника его имущество делится между наследниками по закону в порядке очереди — Глава 63 ГК РФ . Совершеннолетним наследникам придется заплатить нотариусу 0,3% от стоимости принятого наследства — пп. 22 п. 1 ст. 333.24 НК РФ.

Ваучерная приватизация: история в деталях

Идея ваучерной приватизации была взята не из воздуха. К тому моменту, как необходимость приватизировать госимущество в России стало насущной необходимостью, подобный опыт уже испытали на себе многие страны бывшего соцлагеря. Особенно воодушевлял руководителей нашей страны опыт чековой приватизации в Чехии. Именно после его успешного завершения Комитетом по собственности Верховного Совета РСФСР было предложено использовать в России для разгосударствления специальные платежные средства. Специально под программу бесплатной массовой приватизации был создан Закон «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР», предлагающий открытие в Сберегательном банке для каждого совершеннолетнего гражданина РФ специального приватизационного счета. Средства с этого счета могли использоваться только на приобретение акций предприятий.

К июню 1990 года были приняты уже все необходимые для этого законы, однако активный этап приватизации начался только спустя два года. «Раздумья» правительства, возможно, длились бы дальше, но свою роль сыграла памятная речь Б.Н. Ельцина, в которой он сказал легендарную фразу: «Мы слишком долго обсуждали, необходима ли частная собственность. Тем временем партийно-государственная элита активно занималась личной приватизацией. Их размах, предприимчивость и лицемерие поразительны. Приватизация в России идет уже длительное время, но неупорядоченно, спонтанно, часто на криминальной основе. Сегодня нужно перехватить инициативу, и мы намерены это сделать».

К сожалению, все пошло не совсем по плану. Вместо приватизационных счетов, летом 1992 года были введены приватизационные чеки (ваучеры), а модель массовой приватизации по типу «все взять и поделить» на практике оказалась далеко не лучшим вариантом для нашей страны. Однако, как утверждают и российские и зарубежные эксперты истории приватизации 90-х, форсированное разгосударствление собственности стало для России единственной возможностью быстро, хотя и довольно болезненно, перейти к рыночной экономике.

В 1994 году в Москве на один ваучер можно было получить порядка 700 акций «Газпром».

В 2001 г. завершился конечный этап приватизации угольной промышленности.

К 2006 г. 119 951 муниципальное, а также государственное предприятие приватизировано. Среди них – «Россгосстрах», частично «Сбербанк», «Роснефть», «Банк ВТБ» под лозунгом «народного IPO». Позже «Сбербанк» полностью переформатирован юридически в частную собственность. Свыше 50% акций принадлежит центральному банку России. Он не является государственной структурой. Однако, в 2020 г. произошел выкуп государством 51% акции «Сбербанка».

К 2009 г. госсектор сохранился в размере 35%. По оценке ФАС, остальные 65% государственного имущества перешли в частное управление. Однако, к 2015 году доля госсектора составила 70%. Осуществлен обратный процесс приватизации – реприватизация.

В 2015 г. как частная форма оформлено 133,4 млн Га земли. Это 7,8 % от общего числа земли в фонде России.

Утверждена правительством обновленная программа приватизации госимущества 2017 – 2019 гг. На основе нее сформированы доходы в счет государства в размере около 5,6 млрд российских рублей. Такая доходность в пользу государства, по расчетам, должна сохраняться ежегодно.

Приватизация как явление 1990-х

Замечание 1

С одной стороны, активная критика приватизации связана с широко распространенным мнением о недостойности новых обладателей государственной собственности и ее получении исключительно за счет личных и семейных связей с управляющей верхушкой.

Однако с другой стороны, период проведения приватизации был весьма сложен с экономической, финансовой и политической точки зрения, ведь:

  • противостояние Президента и Верховного совета РФ значительно затрудняли создание правовой базы и проведение институциональных реформ;
  • на Правительство оказывалось сильное давление со стороны Верховного совета;
  • на момент начала приватизации у государства отсутствовала способность эффективно контролировать свою собственность, из-за чего нередки были случаи спонтанной приватизации (то есть захвата контроля над предприятиями их директорами с целью быстрого получения прибылей).

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 2

Этап форсированной приватизации начался с ноября 1991 г.

Государственная программа приватизации на 1992 год была утверждена Верховным Советом РФ в июне 1992 года. В соответствии с ней были определены возможные способы приватизации в зависимости от размера предприятий.

«Малая» приватизация предполагала продажу малых предприятий на торгах или напрямую работающим на этих предприятиях частным лицам.

Читайте также:  Как вести себя, если остановил инспектор ГИБДД

«Чековая» или «ваучерная» приватизация предполагала преобразование крупных и части средних предприятий в акционерные общества открытого типа, с последующей продажей акций. Однако не менее 29% уставного капитала должны были быть проданы через публичные аукционы за приватизационные чеки.

Замечание 3

Особо значимые отрасли, такие как недра, лесфонд, шельф и т.д. не подлежали приватизации.

В то же время, обязательно должны были быть приватизированы предприятия оптовой и розничной торговли, легкой и пищевой промышленности, общественного питания, строительства, производства и т.д.

Предпринятые в 1995 году залоговые аукционы имели целью пополнение государственной казны за счет кредитов под залог государственных пакетов акций нескольких крупных компаний (таких, как «ЮКОС», «Норильский никель», «Сибнефть»).

Замечание 4

Государство в лице Правительства не возвращало кредиты, вследствие чего пакеты акций, ранее принадлежавшие государству, переходили в собственность кредиторов. В итоге Правительство получало необходимые средства, а владельцы компаний – дополнительные акции и контроль над предприятием.

Критика залоговых аукционов заключалась в отчуждении таким путем федеральной собственности по значительно заниженным ценам, а также недоверие населения к приватизации в целом из-за проведения залоговых аукционов.

Таким образом, в результате приватизации в нашей стране произошел переход от социализма к капитализму.

Замечание 5

В тот период в Российской Федерации появился класс «олигархов», владеющих собственностью, приобретенной за несоизмеримо малые деньги.

Также приватизация привела к значительному сокращению объемов производства в легкой и обрабатывающей промышленностях и в целом к деиндустриализации страны.

Приватизация 1991-1997 годов стала логическим завершением выхода России на новый путь развития – рыночную экономику. Разгосударствлению подлежало все недвижимое имущество (предприятия, жилье), природные ресурсы, земля. По сути приватизация является передачей бывшей госсобственности в руки частных владельцев (как вариант — коллективов).

Порочный круг социалистического хозяйствования и управления, когда всё принадлежит всем и никто конкретно в результате не заинтересован, привел к катастрофическому состоянию экономики. Развал СССР в 1991 добавил масла в огонь. Старая правовая база уже не соответствовала требованиям действительности. Новая фактически не была сформирована.

В таких условиях передача государственной собственности частникам имела решающее значение. Ставка делалась на то, что новые владельцы будут кровно заинтересованы в прибыльности предприятий и смогут наладить разрушенное за годы советской власти производство. Но именно из-за отсутствия четкой правовой базы благое начинание пошло по ложному пути и превратилось в настоящее разворовывание богатств страны.

Управление ходом приватизации традиционно связывают с именами двух людей: Анатолия Чубайса и Егора Гайдара. Первый – председатель Госкомимущества РСФСР и один из авторов новой экономической реформы. Второй — заместитель главы правительства по экономическим вопросам и главный идеолог приватизации.

По их предложению было решено провести процесс разгосударствления путем распространения среди населения приватизационных ваучеров (чеков) гособразца. По задумке идеологов реформы 1 ваучер равнялся 10-ти тысячам дененоминированных рублей. Выдача ваучеров была попыткой как-то урегулировать ход приватизации при отсутствии адекватной правовой базы.

Стоимость всего имущества была условно поделена на общее число граждан страны. 1 ваучер и обозначал долю, которой владел каждый отдельно взятый россиянин. По замыслу держатели ваучеров после окончания приватизации должны были получать некий процент прибыли от суммарных доходов предприятия, долей которого они владели.

Ход приватизации теоретически регулировался двумя главными правовыми актами. Один из них был издан по инициативе лично президента Ельцина. Но на деле эти законы не действовали. Приватизация производилась огромной коррумпированной «машиной». Проценты и доли участников подтасовывались. В одних случаях предприятия силой захватывались их директорами. В других — в ход шли взятки чиновникам, которые должны были регулировать процесс и следить за соблюдением законов.

Ваучеры, которые были розданы населению, фактически мало что стоили. 2 ваучера в 90-ые годы меняли на одну бутылку водки или пару килограмм гречки. Простые россияне не знали, как поступать с этими документами, поэтому нередко просто выменивали их на еду. Ваучеры пачками скупались спекулянтами всех мастей, и в результате основная часть населения страны в приватизации вообще никак не участвовала.

Ценнейшая госсобственность почти «раздаривалась» тем, кто имел связи в Госкомимуществе и подчиненных организациях. В ходу была такая схема: реальная стоимость предприятия искусственно занижалась, после чего на залоговом аукционе оно продавалось за бесценок заинтересованному лицу. Особенно часто это практиковалось в отношении крупных объектов типа морских пароходств, заводов черных и цветных металлов, предприятий по добыче нефти и пр.

Всего за весь период приватизации (процесс длился вплоть до 2006 года) было приватизировано более 120 тысяч бывших государственных предприятий. За эту ценность в казну государства поступило около 17 млрд долларов, что равнялось 505 млрд рублей по курсу 1 доллар = 30 рублей. 2/3 этой собственности было приватизировано в 1992-1997 годах. За нее государство выручило только 90 млн рублей с учетом буйствовавшей тогда гиперинфляции.

Благодаря варварской приватизации более 70% государственной собственности было продано за бесценок и переделено между «приближенными». Сейчас она приносит новым владельцам огромные доходы. На этой основе и сформировался процветающий тогда и сейчас класс олигархов. Другим негативным последствием безграмотной приватизации стал резкий спад производства и новый кризис в экономике.

В 90-ые годы много потеряло не только государство в общем, но и каждый россиянин в частности. Почти 80% населения не получило ни копейки за свою часть бывшей государственной собственности. Многие российские граждане считают приватизацию нечестной и готовы к пересмотру ее результатов.

С точки зрения законодательного определения, под приватизацией принято понимать бесплатную передачу муниципального или государственного жилого помещения в собственность гражданам, которые получили его в бессрочное пользование. Такой процесс перевода собственности регулируется законом «о приватизации жилого фонда в Российской Федерации».

После проведения приватизации объект недвижимости, ранее принадлежавший муниципалитету, переходит в полную собственность ответственного квартиросъемщика и всех прописанных в нем лиц, которые подавали заявление.

Для того чтобы начать процедуру, ответственный квартиросъемщик должен подать следующий комплект документов:

[3]

  1. Договор соцнайма или ордер.
  2. Полученные через БТИ техпаспорт на объект недвижимости и выписки.
  3. Кадастровый паспорт.
  4. Оформленные у нотариуса отказы от участия в приватизации прописанных лиц.
  5. Справка о том, что для заявителя это первое участие в приватизации.
  6. Копии паспорта участников.
  7. Справка об отсутствии долга по коммунальным услугам.

После получения договора о приватизации, заявитель должен обратиться в Росреестр для того, чтобы зарегистрировать переход, получив об этом подтверждающий документ. С того дня все участники приватизации становятся полноправными собственниками жилого помещения без каких-либо ограничений.

Приватизация подразумевает под собой переход не только прав, но и обязанностей, среди которых и ответственность за ущерб, причиненный соседям, и уплата налогов. В связи с этим рекомендуется изучить все плюсы и минусы приватизации еще на стадии принятия решения, во избежание неприятных сюрпризов.

Для начала определим преимущества данной процедуры:

  • Квартира или комната переходит в полную собственность проживающих граждан, ее можно продать, сдать, подарить, заложить или передать по наследству;
  • Полученная по приватизации недвижимость не делится между супругами при разводе, если в ней участвовал только один из них;
  • Если в муниципальной квартире был прописан не только ответственный квартиросъемщик, другие лица также имеют право на получение долевой собственности;
  • В случае, когда кто-то отказывается от участия в приватизации, за ним остается право пожизненного проживания;
  • После появления задолженности по коммунальным услугам собственников не смогут выселить, как было бы с муниципальной квартирой;
  • Невозможность лишить с регистрационного учета собственника. Выписать его не получится ни при каких обстоятельствах.

Очевидно, что положительных сторон в приватизации очень много, самое главное, что человек может абсолютно бесплатно получить в собственность недвижимость, рыночная стоимость которой может быть и 10 и 20 миллионов рублей. Если собственнику такой квартиры потребуется оформить кредит в банке, можно не сомневаться в том, что при наличии недвижимости, его выдадут в разы быстрее и под меньший процент.

Несмотря на то, что плюсы и минусы приватизации пребывают в неравном соотношении, и преимущество процедуры неоспоримо, необходимо быть готовым к не всегда приятным последствиям. В первую очередь речь идет о том, что получение в собственность дорогостоящего жилья приводит к появлению у новоиспеченного владельца налоговых обязательств. В соответствии с налоговой политикой в России, чем выше рыночная стоимость жилья, тем больше придет налог на него.

Некоторые кандидаты на приватизацию беспокоятся о том, что в случае затопления или пожара в их квартире, все затраты на ремонт и пострадавшую мебель у соседей лягут на плечи собственника. В случае с муниципальным жильем за все бы заплатило государство – собственник, поэтому, если коммуникации дома в плохом состоянии, многие могут опасаться таких последствий.

Приватизация в России в 1990-х годах

Приватизация подразумевает под собой процесс перехода государственного жилого имущества в руки собственника. Более подробно понятие «приватизация» описано в статье 1 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1.

Читайте также:  Что будет если не заметил ДТП и уехал: судебная практика

Приватизировать жилое помещение или оставить все как есть — индивидуальный выбор каждого человека. Право на приватизацию квартиры возникает у гражданина, который проживает в квартире, оформленной по документу социального назначения. Обязывать приватизировать жилье никто не имеет права.

Так как с 2021 года приватизация продлена бессрочно, граждане, проживающие в квартирах по договору социального найма, вправе самостоятельно решать приватизировать ли жилье и в какой срок.

Пример

Сидоров А.О.проживал со своей женой и трехлетним сыном в квартире, оформленной по договору социального найма. Вместе с женой они приняли решение приватизировать свое жилище. После подачи заявления на приватизацию и имеющихся документов на квартиру Сидорову А.О. отказали в составлении договора о приватизации, объяснив это следующими моментами: в заявлении Сидоров А.О. не упомянул своего трехлетнего сына, а также не предоставил письменного согласия от супруги.

Стоит отметить, что приватизация вовсе не требуется для кооперативной квартиры. Связано это с тем, что квартира, приобретенная гражданином в жилищно-строительном кооперативе, не является государственной собственностью. Согласно российскому законодательству выплата паевого взноса в полном размере устанавливается как основание для приобретения права собственности на жилое помещение — п. 4 ст. 218 ГК РФ, п.1 ст. 129 ЖК РФ.

Продажа неприватизированного жилья

Продажа неприватизированной квартиры имеет свои нюансы. Прочитать подробнее можно в статье здесь

Постараемся выяснить, зачем приватизировать квартиру. Обозначим основные цели, которые люди преследуют, подавая документы на приватизацию.

  • Многим важно получить моральное удовлетворение. Раньше они не имели такой крупной собственности, а потом стали полноправными хозяевами квартиры.
  • Получить возможность свободно распоряжаться жильем. Допускается завещать, продать, подарить приватизированную квартиру. Прописывать в ней человека не надо – он вполне сумеет оставаться прописанным в другом месте.
  • Значительная часть людей начинает готовить документы на приватизацию, потому что уже собираются продавать данное жилье.
  • Существует серьезное заблуждение: в свое время распространялась спорная информация о больших рисках проживания в государственном жилье, так как ошибочно предполагалось, что из него легко могут выселить. Процесс выселения из муниципальной квартиры очень трудоемкий, а случаев выселения минимальное количество. Рассуждая о выселении за долги, необходимо помнить о том, что и из собственных квартир теперь разрешено выселять людей, выставляя их жилье на торги.
  • Многие люди продолжают подавать документы из-за близости завершения сроков бесплатной приватизации. Проблема необдуманности подобного шага относится к плюсам и минусам приватизации квартиры в 2021 году. Руководствоваться такими причинами в столь серьезном вопросе нельзя.

Существует ряд обязательных условий, при соблюдении которых процесс становится возможным:

  • у нанимателей государственного (муниципального) жилья имеется договор социального найма или ордер;
  • перевод права собственности возможен только тех квадратных метров, которые указаны в договоре найма, даже если человек уже продолжительное время беспрепятственно эксплуатирует соседние помещения, приватизировать он их не сможет;
  • у участников должна быть постоянная регистрация в переоформляемой квартире;
  • граждане имеют шанс воспользоваться правом на бесплатное присвоение квадратных метров только один раз в жизни, за исключением лиц, уже успевших пройти процесс в несовершеннолетнем возрасте (после 18 лет они могут еще раз принять участие в приватизации).
  • жилец имеет право отказаться от участия в приватизации, после чего он получает возможность проживания в данной квартире пожизненно;
  • инициировать процедуру можно только с добровольного согласия сразу всех прописанных в квартире жильцов.

После того, как вы примете положительное решение, нужно будет определиться с тем, как правильно действовать и с чего начинать.

Прежде всего, нужно понимать, что имеют все члены вашей семьи и те, кто прописан в квартире или доме.

Особенно это касается несовершеннолетних, потому что жилье на них приватизируется в первую очередь. Даже если кто-то временно отсутствует или проходит лечение, то его место все равно остается за ним. Но тогда нужно написать специальное заявление. Если же вы хотите зарегистрировать жилье на кого-то постороннего, то сначала вам нужно его прописать, а сделать вы это сможете только после согласия остальных членов семьи.

Декларируемые цели приватизации имели очень малое отношение к действительности. В Законе говорилось о создании слоя эффективных владельцев компаний и о том, что частная собственность полезнее, чем государственная.

Действительные же цели были совершенно другие. Это была масштабная афера по перераспределению собственности в пользу нового привилегированного слоя. Как признался сам Анатолий Чубайс на семинаре в МГУ, главная задача была достичь точки невозврата, т.е. развалить старую систему и создать ситуацию, в которой возникнет слой людей, которые мертвой хваткой вцепятся в свою новую собственность и не позволят вернуться прежним порядкам. Он говорил также: «Каждый проданный завод – это гвоздь в гроб коммунизма. Дорого берут – хорошо, дешево берут – тоже хорошо. Мы и приплачивать готовы, лишь бы коммунисты не вернулись к власти».

Справка! К моменту выборов 1996 г. рейтинг Зюганова составлял более 35%, что обеспечило бы ему легкую победу.

Прежде всего важно было отстранить от приватизации народ. Специально перед началом процесса провели денежную реформу и все накопления граждан обнулили. Потом раздали ваучеры. Вроде бы людям что-то дали и они могут участвовать, а на практике собственность перешла исключительно в руки «своих».

По мнению Абрамова Михаила Давыдовича, президента аналитического центра по модернизации и технологическому развитию экономики, ваучеры – это лишь прикрытие с целью легализации уже произошедшей приватизации, т.е. активы разобрали, но это надо было как-то узаконить. На самом деле никто не пытался создавать класс грамотных управленцев.

Василий Симчера, вице-президент российской академии экономических наук, считает, что требовалось каким-то самым дешевым способом получить активы Советского Союза. Простым путем такого сделать было нельзя, поэтому действовали по рецепту великого русского писателя Салтыкова-Щедрина, говорившего: «Если хочешь дело выиграть – запутай его».

Каким образом проводилась приватизация в России?

Программу приватизации на 1992 год утвердили в июне этого же года. В программе были прописаны этапы и возможные способы приватизации. Возможные способы полностью зависели от размера компаний. Исходя из этого принципа, приватизация классифицировалась на малую и большую. «Малая» приватизация подразумевала продажу небольших компаний на торгах. Также малые компании часто продавались лицам, которые на них работали. Крупная приватизация предполагала продажу крупных предприятий в акционерные общества. Можно было продать не компанию целиком, а только ее часть. Далее акции компании продавались. Правда, существовали некоторые нюансы приватизации крупных компаний. Не менее 29 процентов уставного капитала нужно было продать через публичные аукционы. В то время было приватизировано огромное количество оптовых и розничных предприятий, строительных компаний, производств пищевой и легкой промышленности.

Проблемы проведения приватизации.

При определении стратегии приватизации необходимо решать три основные проблемы.

Первая проблема: кому передавать государственную собственность?

Новыми собственниками могут быть, в принципе, любые лица, способные выкупить госсобственность (в том числе и иностранные граждане). Однако чаще государство оказывает предпочтение определенным социальным группам (например, трудовому коллективу или директорскому корпусу приватизируемого предприятия). В некоторых постсоциалистических странах (в Восточной Германии, в Прибалтике) собственность возвращалась наследникам тех лиц, у которых она некогда была отобрана. Поскольку государственная собственность при социализме юридически считалась общенародной, то правомерной может быть и точка зрения, что собственность государства должна быть передана всем гражданам страны. Следует, однако, учитывать, что не всякий юридически законный претендент на экс-государственную собственность сможет ее эффективно использовать.

Вторая проблема: на каких условиях передавать государственную собственность?

Приватизируемая собственность может продаваться новым собственникам по восстановительной стоимости, по рыночной (аукционной) или по льготной цене. Наконец, возможна и бесплатная раздача госсобственности. Если новыми собственниками становятся не отдельные граждане, а многочисленные группы, то передача титулов собственности осуществляется частями, через продажу акций. Для пополнения госбюджета лучше, конечно, проводить продажу по рыночной цене, но по социальным соображениям потенциальным покупателям часто предлагают приобрести госсобственность по льготным ценам.

Третья проблема: следует ли ожидать экономической выгоды от приватизации?

Необходимо учитывать, что любой способ приватизации связан с противоречиями между финансовыми выгодами правительства, экономической эффективностью и социальной справедливостью. Американскими экономистами доказана теорема Сэппингтона – Стиглица: если правительство продает с аукциона предприятие, то для того, чтобы возникшее вместо него коммерческое предприятие сохранило диктуемый правительством производственный профиль, а само правительство не потеряло своих доходов, необходим жесткий государственный контроль. В любом случае прямые и быстрые экономические выгоды для государства не всегда вероятны. Следовательно, интерес к приватизации диктуется скорее идеологическими и социально-политическими, чем экономическими соображениями.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *