Как добиться отмены решения: пишем жалобу правильно

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как добиться отмены решения: пишем жалобу правильно». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации (ВС РФ) по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

Обращение в Верховный суд

Многие граждане Российской Федерации считают Верховный судебный орган абсолютно недоступной для обычного человека инстанцией. В действительности обращение к помощи Верховного суда РФ доступно для всех, кто нуждается в справедливой защите. Единственным условием в данном случае является соблюдение установленного законодательством страны регламента, включая очередность этапов производства, порядок подачи жалобы и так далее. Обращение в Верховный судебный орган рекомендуется при прохождении всех нижестоящих судебных инстанций без получения удовлетворительного для заявителя ответа или решения.

Соблюдение установленных правил и требований является залогом существенного увеличения шансов на благоприятный исход при рассмотрении жалобы в Верховном Суде РФ. Заявителю необходимо заручиться поддержкой квалифицированного юриста, который знает все об особенностях оспаривания судебных решений в рассматриваемой инстанции и поможет представить интересы и права доверителя с выгодной стороны. Опыт юриста потребуется в том числе на этапе подготовки комплекта документов, необходимых для обращения. Отдельного внимания заслуживает профессиональное составление аргументированной и правильно оформленной жалобы. В зависимости от позиции заявителя, обращение может быть направлено по почте или передано лично, согласно графику и режиму работы Верховного органа суда. При получении жалобы должностные лица осуществляют проверку заявления и сопутствующего комплекта документов на соответствие установленным требованиям. Передача документов в уполномоченное судебное подразделение осуществляется в течение суток после получения.

Какие судебные решения подлежат пересмотру в порядке надзора

Порядок пересмотра итогов разрешения уголовных дел в порядке надзора определен гл. 48.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК). Согласно ст. 412.1 названного кодекса, надзор распространяется на судебные решения, которые оспариваются лицом, управомоченным на это в силу закона, путем направления надзорной жалобы или одноименного представления в Верховный суд России (ВС).

Правомочие обжалования возникает у лица, если:

  1. Обжалуемое решение:
    • приобрело юридическую силу;
    • оформлено постановлением Президиума Верховного суда России (далее — Президиум) либо определением, постановлением или приговором, принятым по итогам изучения уголовного дела:
    • в первой инстанции окружным (флотским) военным либо областным и т. п. судом, во второй (апелляционной) — ВС РФ;
    • Апелляционной коллегией ВС РФ по окончании рассмотрения дела во второй инстанции;
    • судебными коллегиями ВС (по уголовным делам или делам военнослужащих) по окончании изучения дела во второй или третьей инстанции.
  2. В процессе исследования дела были допущены значительные отступления от процессуального или уголовного закона, оказавшие влияние на конечную оценку дела (п. 22 приказа Генпрокуратуры России от 25.12.2012 № 465).

Срок подачи надзорной жалобы по уголовному делу

В начале 2015 года вступили в силу процессуальные поправки к ст. 412.2 УПК, устанавливавшей годичный срок обжалования решений в порядке надзора. Новая редакция статьи (действующая до сих пор), в соответствии со ст. 2 закона «О внесении изменений…» от 31.12.2014 № 518-ФЗ, исключила какие-либо ограничения срока подачи жалобы/представления. Однако лицам, намеревающимся обратиться в надзорную инстанцию, стоит обратить внимание на одно обстоятельство: если при предварительном исследовании материалов жалобы судья ВС найдет основания для пересмотра решения, он должен истребовать уголовное дело.

В перечне документов федеральных судов общей юрисдикции, утвержденном приказом Судебного департамента при ВС РФ от 09.06.2011 № 112, обозначены также сроки хранения таких документов. К примеру, уголовные дела по тяжким преступлениям хранятся 15 лет. После истечения этого срока материалы дела будут уничтожены, в связи с чем Президиум не сможет в полной мере оценить законность вынесенных предыдущими инстанциями решений. Таким образом, важно обращать внимание и на сроки хранения документов.

Ухудшение положения лица при пересмотре дела в порядке надзора

По общему правилу ухудшение положения осужденного или оправданного лица в результате пересмотра приговора по жалобе такого лица не допускается. В соответствии со ст.ст. 389.24, 401.6, 412.9 УПК РФ приговор или постановление суда первой инстанции в худшую сторону может изменено только по жалобе потерпевшего либо по представлению прокурора.

Читайте также:  Инструкция: увольняем материально ответственного работника

Данные положения суды распространяют и на рассмотрение дел в надзорной инстанции. Ухудшение положения осужденного допустимо только на основании жалобы другого участника процесса. Надзорная инстанция вправе выносить постановления только в пределах надзорной жалобы. Соответственно, по жалобе осужденного, требующего, например, более мягкого наказания, назначать более суровое нельзя (постановление президиума Верховного суда РФ от 28.05.2014 № 69-П14).

Надзорный пересмотр дела проводится для того, чтобы проверить законность вынесенного судом приговора и поставить в деле окончательную точку. После этого обжаловать приговор уже не получится.

Президиум может аннулировать дело, внести в приговор изменения или оставить обращение без удовлетворения/рассмотрения.

Можно отменить постановление суда первой и других инстанций – до решения Президиума. После аннулирования дела возможны такие варианты дальнейших действий:

  • прекращение производства по конкретному делу;
  • возвращение дела на повторное рассмотрение в Суд первой инстанции (к примеру, в областной суд);
  • возвращение дела в генпрокуратуру.

Также Президиум может отменить результаты апелляционного/кассационного рассмотрения дела и направить его в тот же суд.

В случае изменения приговора вносимые корректировки должны улучшать положение заявителя. Ухудшение разрешено в 2 ситуациях:

  • лицо нарушило условия досудебного соглашения о взаимодействии;
  • уполномоченные лица допустили искажение законодательства, что оказало существенное влияние на результаты рассмотрения дела.

Решения каких инстанций обжалуются в порядке надзора

Внимание: описанный порядок уже неактуален, он действовал до вступления в силу закона от 28.11.2018 № 451-ФЗ (ред. от 17.10.2019), а именно до запуска работы кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.

Согласно п. 3 ст.412.1 УПК РФ в Президиум ВС РФ направляются жалобы на:

1. Вступившие в законную силу судебные решения, принятые в первой инстанции:

  • верховных судов республик (краев, областей, АО, городов федерального значения);
  • флотских (окружных) военных судов,

если апелляция рассматривалась в ВС РФ.

2. Судебные решения, вынесенные в апелляционном порядке:

  • Судебной коллегией по уголовным делам ВС РФ или Военной коллегией ВС РФ;
  • Апелляционной коллегией ВС РФ.

3. Определения Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ или Военной коллегии ВС РФ, вынесенные в кассационном порядке.

4. Постановления Президиума ВС РФ.

Ухудшение положения лица при пересмотре дела в порядке надзора

По общему правилу ухудшение положения осужденного или оправданного лица в результате пересмотра приговора по жалобе такого лица не допускается. В соответствии со ст.ст. 389.24, 401.6, 412.9 УПК РФ приговор или постановление суда первой инстанции в худшую сторону может изменено только по жалобе потерпевшего либо по представлению прокурора.

Данные положения суды распространяют и на рассмотрение дел в надзорной инстанции. Ухудшение положения осужденного допустимо только на основании жалобы другого участника процесса. Надзорная инстанция вправе выносить постановления только в пределах надзорной жалобы. Соответственно, по жалобе осужденного, требующего, например, более мягкого наказания, назначать более суровое нельзя (постановление президиума Верховного суда РФ от 28.05.2014 № 69-П14).

Лица, пользующиеся правом принесения жалобы и представления в порядке надзора

Право обжалования вступившего в законную силу судебного решения в суд надзорной инстанции принадлежит перечисленным в законе участникам судебного разбирательства, должностным лицам в пределах их полномочий, а также иным лицам в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы (ч.1 и 2 ст. 401.2, ч. 1 ст. 412.1, ст. 123 УПК).

Вступившие в законную силу судебные решения могут быть пересмотрены в порядке надзора по жалобам осужденного, оправданного, их защитников и законных представителей, потерпевшего, частного обвинителя, их законных представителей и представителей. Гражданский истец, гражданский ответчик или их законные представители и представители вправе обжаловать судебное решение в части, касающейся гражданского иска. Обращения указанных лиц именуются над зорными жалобами.

При определении круга должностных лиц, правомочных приносить надзорные представления, законодатель отсылает к ч. 2 ст. 401.2 УПК. В этой норме, регулирующей кассационное производство, на званы Генеральный прокурор РФ и его заместители, а также прокурор субъекта РФ, приравненный к нему военный прокурор и их заместители. Но прокурор субъекта РФ и его заместители уполномочены на принесение представления только в президиум суда субъекта РФ (ч. 2 ст. 401.2 УПК), тогда как надзорной инстанцией может быть только Президиум Верховного Суда РФ, что обеспечивает экстраординарный характер надзорного производства. Генеральный прокурор РФ и его заместители могут приносить кассационные представления в любой суд и в силу ч. 1 ст. 412.1 УПК — надзорные представления в Президиум Верховного Суда РФ. Следовательно, экстраординарность надзорного производства обеспечивается еще и тем, что только Генеральный прокурор РФ и его заместители могут инициировать надзорную проверку. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором РФ или его заместителем (ч. 3 ст. 412.3 УПК).

Следует обратить внимание, что среди субъектов обжалования приговора или иного судебного решения не назван государственный обвинитель. Это можно объяснить также экстраординарным характером надзорного производства. Государственный обвинитель обязан своевременно реагировать на все нарушения и ошибки, допускаемые при производстве по уголовному делу. Для их исправления он обязан в первую очередь использовать такую ординарную форму проверки, как апелляционное производство. Кассационное производство тоже можно скорее отнести к ординарной форме проверки, однако уже в кассационном порядке представление вправе приносить не государственный обвинитель, а прокурор субъекта РФ и его заместители или Генеральный прокурор РФ и его заместители. В надзорном порядке, как уже указано, такое право есть только у Генерального прокурора РФ и его заместителей. Вместе с тем действующий УПК устанавливает, что жалоба и представление имеют равное процессуальное значение.

Читайте также:  Как разговаривать с коллекторами правильно в 2023 году

Правом принесения надзорной жалобы наделены и иные лица в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы. Конституционный Суд РФ неоднократно отмечал, что само по себе отсутствие в законе указания на право того или иного участника уголовного судопроизводства либо иного лица, интересы которого затрагиваются судебным решением, обжаловать принятые в отношении его и вступившие в законную силу судебные решения не может расцениваться как основание для лишения права на такое обжалование. УПК гарантирует каждому участнику уголовного судопроизводства право обжаловать действия (бездействие) должностного лица, осуществляющего уголовное судопроизводство, в той части, в которой они затрагивают его интересы, и не предусматривает каких-либо изъятий из числа судебных решений, подлежащих обжалованию в порядке надзора.

Ограничение права на судебное обжалование действий и решений, затрагивающих права и законные интересы граждан, на том лишь основании, что эти граждане не были признаны в установленном порядке участниками производства по уголовному делу, недопустимо, поскольку обеспечение гарантируемых Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве обусловливается не формальным признанием лица тем или иным участником производства по уголовному делу, а наличием определенных сущностных признаков, характеризующих фактическое положение этого лица как нуждающегося в обеспечении соответствующего его права.

К иным лицам, наделенным правом принесения надзорной жалобы в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы, могут быть отнесены, например, лицо, на имущество которого ошибочно наложен арест в целях исполнения приговора (в части гражданского иска или конфискации имущества), лицо, уголовное дело в отношении которого прекращено, лицо, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера.

Суды надзорной инстанции признают право обжалования судебного акта в порядке надзора: а) за заявителем (в случае отказа в принятии дела частного обвинения к производству мирового судьи); б) экстрадируемым, т. е. лицом, выдаваемым другому государству для осуществления в отношении его уголовного преследования; в) лицом, выдаваемым для отбывания наказания государству, гражданином которого оно является; г) лицом, осужденным судом другого государства, переданным в Российскую Федерацию для отбывания наказания в виде лишения свободы, в отношении которого судами приняты решения о признании приговора другого государства и о приведении его в соответствие с уголовным законом РФ; д) лицами, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовному делу (члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи, следователи, адвокаты и другие лица, указанные в ст. 447 УПК).

Порядок принесения надзорных жалобы или представления

Срок принесения надзорных жалобы или представления. С 1 января 2013 г. срок принесения надзорных жалобы и представления ограничен одним годом со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного решения. Этот срок не зависит от того, принесены ли жалоба или представление в интересах улучшения или ухудшения положения обвиняемого.

Ранее (до 1 января 2013 г.) принесение надзорных жалоб и представлений в пользу осужденного никакими сроками ограничено не было. Пересмотр судебного решения в порядке надзора по жалобе стороны обвинения в целях ухудшения положения осужденного, оправданного допускался лишь в течение года по вступлении их в законную силу. В соответствии с указанными правилами в надзорной судебной практике нередко встречались жалобы и представления на приговоры, постановленные несколько десятилетий назад (включая приговоры 20—40-х гг. прошлого века).

Установление пресекательного срока принесения надзорных жалоб и представлений направлено на обеспечение правовой определенности и стабильности правосудия. Конституционный Суд РФ отметил, что, поскольку проверка вступивших в законную силу судебных актов означает, по существу, возможность преодоления окончательности этих судебных актов, законодатель должен устанавливать такие институциональные и процедурные условия их пере смотра, которые отвечали бы требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты, прозрачности осуществления правосудия, исключали бы возможность затягивания или необоснованного возобновления судебного разбирательства и тем самым обеспечивали бы справедливость судебного решения и вместе с тем правовую определенность, включая признание законной силы судебных решений, их неопровержимости (res judicata). Чрезмерные или неопределенные сроки приводили бы к нестабильности правовых отношений, произвольному изменению установленного судебными актами правового статуса их участников, создавали бы неопределенность как в спорных материальных право отношениях, так и в возникших в связи с судебным спором процессуальных правоотношениях.

Устанавливая продолжительность совершения процессуальных действий и внося тем самым определенность в процессуальные правоотношения, федеральный законодатель одновременно должен обеспечить и реализацию прав участвующих в деле лиц на основе баланса между правом на справедливое судебное разбирательство, предполагающим возможность исправления посредством надзорного производства существенных нарушений, повлиявших на исход дела, с одной стороны, и принципом правовой определенности — с другой.

Читайте также:  Льготная ипотека с господдержкой в 2023 году: самое главное

В случае пропуска срока обжалования по уважительной причине лица, имеющие право подать жалобу или представление, могут ходатайствовать перед судом, постановившим приговор или вынесшим иное обжалуемое решение, о восстановлении пропущенного срока в порядке, предусмотренном ст. 389.5 УПК (ст. 412.2 УПК).

Суд надзорной инстанции. До 1 января 2013 г. производство в над зорной инстанции осуществлялось с соблюдением требования инстанционности, в соответствии с которым надзорные жалоба или представление, равно как и уголовное дело, вначале рассматривались в нижестоящем, а затем в вышестоящем суде надзорной инстанции.

С 1 января 2013 г. судом надзорной инстанции является исключительно Президиум Верховного Суда РФ (ч. 1 ст. 412.1 УПК).

Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд РФ (ст. 412.2 УПК). Принесение жалоб и представлений в суд, не уполномоченный их рассматривать и разрешать, по выражению И. Я. Фойницкого, имеет роковое значение: они остаются без рассмотрения, как если бы вовсе не подавались.

Куда подавать апелляционную жалобу (в какой суд)

Применительно к вопросу о том, куда подавать апелляционную жалобу (представление), законодательство разделяет два органа: куда непосредственно направлять (согласно закону буквально – приносить) жалобу и куда адресуется (буквально — подается) жалоба и, соответственно, какой суд ее будет рассматривать.

Апелляционная жалоба во всех случаях приносится (направляется) непосредственно через тот суд, который вынес судебное решение, на которое подается апелляционная жалоба (представление). Так, если необходимо обжаловать приговор, вынесенный Никулинским районным судом города Москвы, жалобу необходимо принести именно в этот Никулинский районный суд города Москвы.

Однако адресовать апелляционную жалобу необходимо в тот суд, который должен будет рассмотреть жалобу по существу. Подсудность апелляционных жалоб и представлений определена ч. 2 ст. 389.3 УПК РФ, согласно которой:

  • апелляционная жалоба (представление) на приговор или иное судебное решение мирового суда подается в районный суд;

  • апелляционная жалоба (представление) на приговор или иное судебное решение районного суда, — в суд соответствующего субъекта Российской Федерации (в судебную коллегию по уголовным делам верховного суда республики, или краевого суда, или областного суда, или суда города Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, или суда автономной области, или суда автономного округа), а жалоба на решения гарнизонного военного судав окружной (флотский) военный суд;

  • на приговор или иное решение суда субъекта Российской Федерации (верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа) — в апелляционный суд общей юрисдикции (в судебную коллегию по уголовным делам одного из пяти апелляционных судов общей юрисдикции, на территории которого находится суд, решение которого обжалуется);

  • на приговор или иное решение окружного (флотского) военного судав апелляционный военный суд;

  • на постановление судьи Верховного Суда Российской Федерациив Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

Участие защитника в апелляционном обжаловании

Апелляционное обжалование – крайне важная часть уголовного судопроизводства, позволяющая исправить судебную ошибку при вынесении судебного решения. Поэтому при необходимости следует воспользоваться услугами профессионального защитника – адвоката по уголовным делам. Желательно, чтобы в суде апелляционной инстанции Вас защищал (представлял) тот адвокат, который оказывал Вам правовую помощь в суде первой инстанции, так как он досконально знает дело и, к тому же, опытный адвокат уже при рассмотрении уголовного дела в суде первой инстанции формирует позицию для возможного обжалования в апелляции судебного решения, не устроившего его доверителя.

Если же Вы решили сменить адвоката на стадии апелляционного обжалования, то следует учитывать, что апелляционное рассмотрение уголовного дела – это полноценное судебное разбирательство, для подготовки к которому вновь вступившему в дело защитнику необходимо ознакомится со всеми материалами уголовного дела, а также с протоколами судебных заседаний по рассмотрению уголовного дела в суде первой инстанции. Поэтому следует своевременно определиться с позицией относительно того, кто Вас будет защищать или представлять в суде апелляционной инстанции, с учётом того, что по объёму правовых услуг работа адвоката в суде апелляционной инстанции может быть большей, чем изначальное рассмотрение уголовного дела.

Статья 412.7. УПК РФ. Постановление об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации

Постановление об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации должно содержать:

1) дату и место вынесения постановления;

2) фамилию и инициалы судьи, вынесшего постановление;

3) данные о лице, подавшем жалобу, представление;

4) указание на судебные решения, которые обжалуются;

5) мотивы, по которым отказано в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *