Расторжение контракта в одностороннем порядке по 44-ФЗ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расторжение контракта в одностороннем порядке по 44-ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В письме Федеральной антимонопольной службы от 12 марта 2019 г. N ИА/18794/19 разъясняется: «Вместе с тем, положениями частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено право заказчика на расторжение контракта в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации. При этом принятие решения допускается исключительно в связи с существенным нарушением условий контракта». И далее: «…при отсутствии основания для расторжения контракта (неисполнение/ненадлежащее исполнение обязательств по контракту) сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) не подлежат включению в Реестр, а действия заказчика, принявшего решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в нарушение положений частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Принимать решение об одностороннем отказе можно исключительно в связи с существенным нарушением условий контракта

Если контрагент в установленный срок исправил нарушение условий контракта, заказчик обязан отменить решение об одностороннем отказе

Мы уже говорили ранее о норме ч. 14 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, обязывающей заказчика отменить принятое им решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если контрагент в отведенный ему десятидневный срок устранил нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения заказчиком. Расторжение контракта заказчиком в таком случае является неправомерным.

Ошибки заказчиков и меры ответственности за них при одностороннем расторжении

Ошибка 1. Нарушать сроки. Заказчик обязан направить информацию о расторжении в Казначейство в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ). За неразмещение или просрочку размещения сведений в реестре контрактов заказчика привлекут к административной ответственности по части 1.4 статьи 7.30 КоАП — штраф 15 тыс. руб. или по части 2 статьи 7.31 КоАП — 20 тыс. руб.

Также заказчик обязан направить сведения о включении поставщика в РНП в течение двух рабочих дней с даты вступления в силу решения об одностороннем отказе любой из сторон. При этом дополнительно держать на контроле появление документа от поставщика в ЕИС. За нарушение заказчика привлекут к ответственности по части 2 статьи 7.31 КоАП или по части 1 статьи 19.7.2 КоАП — штраф 15 тыс. руб.

Ошибка 2. Неправомерно расторгать контракт при отсутствии правовых оснований. Заказчика привлекли к ответственности по части 6 статьи 7.32 КоАП за то, что не отменил решение о расторжении контракта, хотя исполнитель в течение 10 дней исправил нарушение. Дело было так: заказчику нужны были транспортные услуги на майские праздники. Исполнитель ответил, что не сможет предоставить необходимое количество транспорта в указанный период. Тогда заказчик решил не рисковать и в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта. Но в установленный законом срок исполнитель все-таки нашел машины и сообщил об этом заказчику (решение Татарстанского УФАС от 19.05.2022 № АЯ-04/6564).

Реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП) представляет собой черный список ненадежных участников закупок. Он размещен в открытом доступе на сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС).

Для участников занесение в такой реестр означает одно – они лишаются возможности участия в закупочных процедурах на два года. Конечно же, это негативный момент, и довольно часто участники закупок пытаются оспорить их внесение в РНП в суде.

Для заказчиков РНП – возможность избежать заключения контракта с недобросовестным поставщиком, подрядчиком или исполнителем. Это связано с тем, что Законом № 223-ФЗ заказчикам дается право установить требования к участникам процедуры об отсутствии сведений в РНП как по названному закону, так и по Закону № 44-ФЗ[1].

Читайте также:  Губернаторское пособие в 2023 году: кому положено, как получить, документы

Причем можно использовать и оба названные реестра, и любой из них. Соответственно, можно отклонить заявку от участника, сведения о котором включены в данные реестры.

С точки зрения технической составляющей процесса правила ведения реестра по законам № 223-ФЗ и 44-ФЗ во многом схожи. Но по порядку ведения эти реестры отличаются друг от друга.

Ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, – ФАС в ЕИС.

Итак, реестр недобросовестных поставщиков ведется ФАС, а заказчики направляют в данный орган информацию и сведения о победителях закупок, уклонившихся от заключения договоров, а также об участниках, недобросовестно исполняющих условия договора, если в связи с этим договор был расторгнут по решению суда. Представлять сведения нужно в течение 30 календарных дней с момента истечения срока подписания договора или в течение 10 рабочих дней со дня расторжения договора в судебном порядке (со дня вступления в силу решения суда). За нарушение указанных сроков, как и за несообщение в ФАС о недобросовестных поставщиках или «уклонистах», для заказчиков предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.


[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[2] Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков.

[3] «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Обязанности заказчика при одностороннем расторжении контракта

На практике заказчики зачастую относятся к одностороннему расторжению контракта не достаточно серьезно. Они уверены в своей правоте и стремятся как можно скорее избавиться от нерадивого поставщика, напрочь забывая о том, что это не такая простая процедура, как им может показаться на первый взгляд. Закон обязывает заказчика реализовать целый ряд мероприятий, предусмотренных положениями статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

В контрактной системе заказчик как правило заинтересован в получении качественного товара (работы или услуги), а потому односторонний отказ от исполнения контракта – несомненно, вынужденная мера. Однако, в стремлении наказать недобросовестного поставщика, избавиться от него и заключить новый контракт заказчики забывают о собственных обязательствах.

Между тем, судебная практика показывает, что по причине халатного отношения со стороны заказчиков данная процедура далеко не всегда приводит к включению недобросовестного участника в РНП.

Закон предусматривает строгий порядок и сроки принятия решения об одностороннем расторжении контракта, его публикации в единой информационной системе, условиях отмены и т.д. Одним из наиболее значимых этапов с точки зрения судебной практики является процедура уведомления участника закупки об одностороннем отказе заказчика от контрактных обязательств. Несоблюдение именного этого требования зачастую является причиной для отказа во включении поставщика в РНП.

Когда можно обратиться с требованием об исключении из Реестра

По общему правилу компанию, попавшую в Реестр, исключат через 2 года. Срок считается со дня включения.

Однако присутствует ряд ситуаций, в которых допустимо исключение из РНП раньше срока — процедура возможна только через суд. Но для этого поставщику придется собрать доказательную базу и подтвердить, что он не нарушал обязательства, или это произошло не по его вине.

Допустим, между компаниями был заключен договор на поставку молочной продукции. Заказчик принял ее и подписал соответствующие акты, подтверждающие отсутствие претензий к качеству товара. В последующем была направлена жалоба на поставщика в связи с тем, что продукция не соответствует требованиям сертификации. ФАС рассмотрела обращение и включила компанию в РНП. Однако поставщик обратился в суд, предоставив акты приема товара. Заявление было рассмотрено, после чего компанию исключили из Реестра. Суд обосновал это тем, что заказчик принял предоставленную в рамках контракта продукцию, и у него не возникло претензий изначально.

Порядок действий при обжаловании решения ФАС

Право на обращение в суд закреплено в законах о контрактной системе. Но сама процедура подчиняется правилам АПК РФ.

Для подачи иска о признании недействительным ненормативного акта УФАС/ФАС – решения о включении в РНП – отводится 3 месяца. Срок считается с момента, когда стало известно о нарушении прав и интересов истца. Чтобы не было проблем с нарушением срока, желательно готовить документы в арбитражный суд сразу, как только ФАС вынес решение и включил вашу организацию в РНП. Срок можно восстановить, если он нарушен по уважительным причинам, но не стоит доводить до крайностей – это лишняя головная боль.

Читайте также:  Особенности заполнения счетов-фактур по товарам, подлежащим прослеживаемости

Заявление подаётся в порядке ст.ст. 198,199 АПК РФ. Оно готовится по правилам составления иска, но, кроме того, обязательно должно содержать:

  • Описание оспариваемого решения ФАС (его текст приобщается к заявлению): кто и когда принял решение, его номер, о чем оно (кратко).
  • Указание на права и интересы, которые нарушены оспариваемым актом. Здесь всё просто – незаконное, необоснованное включение в реестр недобросовестных поставщиков само по себе нарушает права и интересы, лишая заявителя возможности участвовать в госзакупках.
  • Перечень и описание нарушений, которые были допущены при принятии решения о включении в РНП или самим таким решением.
  • Требование заявителя – признать решение ФАС незаконным и необоснованным.

Вместе с заявлением подготовьте и направьте в арбитражный суд ходатайство о приостановлении действия оспариваемого решения. Если суд его удовлетворит, на время процесса вас должны исключить из реестра – это даст возможность продолжить участвовать в закупках на общих со всеми участниками правах. Довод для ходатайства – спорность решения ФАС, репутационные потери, лишение вас возможности участвовать в госзакупках и, соответственно, связанные с этим убытки в виде упущенной выгоды.

Срок рассмотрения заявления судом – 3 месяца, но может быть продлен до 6 месяцев исходя из сложности дела.

Готовим документы в ФАС

Заказчик оформляет заявление о включении в реестр, в нем обязательно указывается информация согласно частей 3 — 6 Закона №44-ФЗ:

При уклонении от заключения контракта При одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта или расторжении по решению суда
Наименование и местонахождение (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, ИНН или его аналог для иностранных лиц Наименование и местонахождение (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, ИНН или его аналог для иностранных лиц
Наименование, ИНН юридического лица или его аналог для иностранного лица фирм учредителей; фамилии, имена, отчества учредителей, членов коллегиальных и единоличного исполнительного органа юридических лиц Наименование, ИНН юридического лица или его аналог для иностранного лица фирм учредителей; фамилии, имена, отчества учредителей, членов коллегиальных и единоличного исполнительного органа юридических лиц
Даты проведения аукциона, подведения итогов конкурса, запроса котировок, запроса предложений, дата признания несостоявшейся закупки Дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта
Документы, которые свидетельствуют об уклонении от заключения контракта Письменное обоснование причин одностороннего отказа от исполнения обязательств
Объект закупки, цена контракта и срок его исполнения
Идентификационный код закупки
Основания и дата расторжения госконтракта
Дата внесения указанной информации в реестр недобросовестных поставщиков

Заказчик в обязательном порядке обосновывает причину одностороннего отказа от исполнения и прикладывает к заявлению подтверждающие эти причины документы (Письмо ФАС №ИА/18794/19 от 12.03.2019).

Основания для внесения и последствия

Основания для внесения лиц в список РНП несколько различаются в зависимости от федерального закона, в рамках которого был выявлен факт уклонения от исполнения обязательств.

Для 223-ФЗ перечень данных, выкладываемых в реестр, а также порядок направления заявления в ФАС установлен постановлением правительства РФ № 1211 от 22.11.2012г.

Основаниями для включения в реестр по 223-ФЗ могут служить фактические нарушения обязательств по заключению договора на поставку товаров или услуг, которые возникают в ходе определения победителя на конкурсной основе. Иные формы закупок не имеют достаточных оснований для направления заявлений. Если договор был расторгнут в досудебном порядке по обоюдному согласию лиц, у заказчика также нет полномочий направлять заявления в ФАС.

Основные тезисы Реквизиты документа Скачать
Как рассматривают обращения о включении сведений об участниках закупок в РНП в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Письмо ФАС №ИА/18794/19 от 12.03.2019
П. 2 ч. 3 ст. 104 44-ФЗ не соответствует Конституции в той части, в которой допускает вносить в РНП сведения об учредителях юрлица (акционерного общества) — физлицах, которые не являются его участниками (акционерами) к моменту заключения и исполнения таким юрлицом контракта. Постановление Конституционного суда №16-П от 09.04.2020

В каких случаях внесение в РНП незаконно

Даже если формально поставщик может быть занесен в реестр недобросовестных поставщиков, есть ряд нюансов, которые могут изменить решение в его пользу:

  • Если поставщик однократно опоздал с предоставлением обеспечения по договору, то это нарушение не является веской причиной для включения в РНП. Заказчик не может знать, является ли данное нарушение у контрагента первым, зато ФАС об этом известно. Если ранее на поставщика не жаловались, то в реестр он включен, вероятно, не будет, и даже если включение в РНП состоится, решение может быть обжаловано контрагентом в судебном порядке.
  • Заказчик отказался от контракта в одностороннем порядке, но оснований для этого не имел. Если договором не прописано, что заказчик имеет право расторжения в одностороннем порядке, то причина должна быть серьезной: продукция не по ТЗ либо превышение сроков контракта на 30 дней. Но если в задержке виновен заказчик, то причиной для расторжения она являться не может.
Читайте также:  Ходатайство о назначении судебной автотовароведческой экспертизы

В этих ситуациях поставщик может оспорить решение ФАС о включении в РНП.

Признание победителем закупки лица, заявка которого не соответствует требованиям документации о закупке

Среди заказчиков широко распространено заблуждение, согласно которому отсутствие участников, заявки которых были признаны закупочной комиссией не соответствующими требованиям документации, является залогом отсутствия претензий со стороны контролирующих органов к порядку осуществления закупки. Вместе с тем указанная точка зрения не соответствует действительности. В случае признания победителем закупки лица, заявка которого подлежала отклонению, победитель вправе не заключать контракт, а сведения о таком участнике не подлежат включению в РНП.

Так, комиссией Татарстанского УФАС России по делу РНП N 16-01/2017 от 19.01.2017 было установлено, что заявка победителя электронного аукциона подлежала отклонению. На этом основании сведения о данном участнике закупки не были включены в РНП, поскольку он не мог являться победителем электронного аукциона. Аналогичная точка зрения изложена в решении Татарстанского УФАС России от 19.01.2017 по делу РНП N 16-02/2017 от 19.01.2017.

Нужно ли в контракте перечислять основания для одностороннего отказа, предусмотренные ГК РФ?

Нет, достаточно указать в контракте право на односторонний отказ.

В рекомендациях, содержащихся в совместном письме Минэкономразвития России № 324-ЕЕ/Д28и, ФАС России № АЦ/9777/16 от 18.02.2016 говорится, что в случае установления в проекте контракта права на односторонний отказ, в проект контракта рекомендуется включить перечень случаев, являющихся основанием для такого отказа от исполнения контракта, предусмотренных ГК РФ.

Однако, Верховный Суд РФ разъяснил, что отсутствие в контракте упоминания о каком-либо конкретном существенном нарушении обязательств, являющемся основанием для одностороннего отказа, не может свидетельствовать об отсутствии у стороны такого права, если в контракте содержится общее указание на односторонний отказ (п. 14 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 (далее – Обзор от 28.06.2017)).

Напомним, что случаи, при которых заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе, также определены в ч.15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

В частности, заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Что делать, если 10 дней на устранение недостатков истекают в выходной день?

Считать датой окончания срока ближайший следующий за выходным рабочий день.

В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона № 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе вступает в силу через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе.

ФАС России в письме от 14.03.2018 №РП/16764/18 «О рассмотрении обращения» разъясняет, что при исчислении сроков следует руководствоваться ГК РФ и, если последний день десятидневного срока, в рамках которого поставщик может устранить нарушения контракта, приходится на нерабочий день, то в соответствии со статьей 193 ГК РФ днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Таким образом, при истечении 10-дневного срока в выходной день датой окончания такого срока будет ближайший следующий за выходным рабочий день.

Можно ли заключить контракт со вторым участником закупки в случае направления заказчиком одностороннего отказа победителю?

Да, можно, если антимонопольным органом принято решение о включении информации о поставщике, с которым расторгнут контракт, в РНП.

Согласно ч. 17.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ в случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным ч. 8 ст. 95 Закона 44-ФЗ, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя (со вторым участником закупки). При этом заключение контракта со вторым участником допускается в случае, если в связи с таким расторжением антимонопольным органом в соответствии с ч. 7 ст.104 Закона № 44-ФЗ принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *