Что такое КБМ и как он влияет на стоимость ОСАГО

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое КБМ и как он влияет на стоимость ОСАГО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Прежде чем научиться рассчитывать КВС, следует вспомнить (или узнать) основные принципы ОСАГО. Обязательное страхование гражданской ответственности автовладельца требуется от каждого, кто приобрел автомобиль для себя. Из средств, собранных всеми собственниками автотранспорта, возмещаются затраты лицам, которым не повезло пострадать в ДТП.

Что такое КБМ в ОСАГО

Тарифы ОСАГО утверждаются на государственном уровне. Цена страхового полиса определяется путем умножения базового тарифа на ряд корректирующих коэффициентов, один из которых – это коэффициент бонус-малус (КБМ). Задача КБМ заключается в поощрении водителей за безаварийное вождение и наказание тех, по чьей вине случались ДТП, путем установления более низкой или более высокой стоимости полиса ОСАГО.

Страховые компании заинтересованы в клиентах, которые несут минимальные риски. В этом случае цена страхового полиса – это их чистая прибыль. Коэффициент бонус-малус разработан с целью поощрения водителей за аккуратную езду без аварий и наказания тех, кому не удалось избежать ДТП.

В системе ОСАГО определено 15 классов: М, 0 и от 1 до 13. Каждому классу соответствует коэффициент. Класс М самый низкий. Его применяют к водителям, которые за предыдущий год становились участниками аварий, по которым страховая компания производила выплаты. В зависимости от класса на начало годового страхования, в класс М можно попасть, совершив даже одну аварию.

Классу М соответствует коэффициент 2,45. Это означает, что при заключении договора или переоформлении страховки на следующий год за полис придется заплатить в 2,45 раз дороже.

Если в течение года ДТП не случалось, класс повышается на одну градацию, а КБМ при этом уменьшается на 0,5, гарантируя водителю 5% скидку.

Таблица бонус малус ОСАГО

Класс на начало годового срока страхования Коэффициент Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования
0 страховых выплат 1 страховая выплата 2 страховые выплаты 3 страховые выплаты 4 и более страховых выплат
М 3,92 М М М М
2,94 1 М М М М
1 2,25 2 М М М М
2 1,76 3 1 М М М
3 1,17 4 1 М М М
4 1 5 2 1 М М
5 0,91 6 3 1 М М
6 0,83 7 4 2 М М
7 0,78 8 4 2 М М
8 0,74 9 5 2 М М
9 0,68 10 5 2 1 М
10 0,63 11 6 3 1 М
11 0,57 12 6 3 1 М
12 0,52 13 6 3 1 М
13 0,46 13 7 3 1 М

Таблица новых КБМ после ДТП

Изменения значений «бонус-малус» согласно новому Указанию ЦБ:

Таблица изменений КБМ ОСАГО
№ п/п Класс КБМ Коэффициент КБМ Отсутствие страховых выплат 1 страховое возмещение 2 возмещения 3 возмещения 4 и более возмещений
1 2 3 4 5 6 7 8
1 М 3,92 0 М М М М
2 0 2,94 1 М М М М
3 1 2,25 2 М М М М
4 2 1,76 3 1 М М М
5 3 1,17 4 1 М М М
6 4 1 5 2 1 М М
7 5 0,91 6 3 1 М М
8 6 0,83 7 4 2 М М
9 7 0,78 8 4 2 М М
10 8 0,74 9 5 2 М М
11 9 0,68 10 5 2 1 М
12 10 0,63 11 6 3 1 М
13 11 0,57 12 6 3 1 М
14 12 0,52 13 6 3 1 М
15 13 0,46 13 7 3 1 М

Как пользоваться этой таблицей новых КБМ?

Как понизить коэффициент бонус-малус?

Чтобы снизить КБМ ОСАГО, есть 2 варианта, в зависимости от обстоятельств. Если в базе данных РСА отражено реальное положение дел относительно вашего КБМ, то единственный способ его снизить — продолжать аккуратно водить и не устраивать аварий. А вот если по вашим подсчетам КБМ уже давно нужно было уменьшить, но снижения не произошло, можно обратиться к страховщику с заявлением о проверке и перерасчете коэффициента. Некорректный класс коэффициента может быть установлен в определенных ситуациях:

  1. При оформлении нового водительского удостоверения (истек ли их срок или они были потеряны — неважно).
  2. При допущении ошибки в личных данных страхователя или техническом сбое во время отправки их в РСА.
  3. При смене личных данных — одного из составляющих ФИО.
Читайте также:  Правила тонировки авто в 2023: разрешенная и по ГОСТу

Перечень является открытым. Чтобы понять, как еще могут сложиться обстоятельства, чтобы класс КБМ ОСАГО в базе данных РСА был отражен неправильно, приведем пример из жизни. Автомобилист оформил страховку на себя и вписал в нее жену. Через год безаварийного вождения они решили сменить СК.

Когда производился расчет страховой премии, обнаружилось, что первый страховщик по каким-то причинам не внес в базу данных РСА второго водителя — жену. Последствия этого: 0,95 КБМ для мужа, стартовая единица для жены. С учетом более высокого КБМ, по новому полису им присваивается стартовый 3-й класс, без скидок. Владелец авто не замедлил обратиться с заявлением в страховую, и через несколько дней инцидент был исчерпан.

В случае безаварийной езды в первый год Ваш класс повысится с 3 на 4 и новый страховой полис ОСАГО будет рассчитан с новым значением КБМ = 1, таким образом Вы получите 17% скидку при оформлении новой страховки. На последующий год без ДТП Вы получите уже 5 класс с КБМ = 0,91 и еще 9% скидки (итого 26%)… и так далее…

Если же Вы участник ДТП, то в силу вступает коэффициент аварийности Малус (М повышение КБМ), который напрямую зависит от количества аварий. Например, в первый год страхования у Вас было было 2 ДТП, тогда класс понизится до М, а значение КБМ = 3,92. На следующий год расчет Вашего класса переместится на самый верх таблицы, откуда и пойдут последующие расчеты. Другой пример, класс водителя 9 (КБМ = 0,68), за год у водителя было 2 аварии, соответственно при оформлении нового полиса ОСАГО класс водителя станет 2, а КБМ = 1,76 и страховка подорожает на 76%.

Какой КБМ присваивается начинающему водителю

Начинающим водителям присваивается класс 1 или 2 — 0 или М, в зависимости от того, к какой группе риска они относятся.

Если такая группа не указана, присваивается 3-й класс, на основании которого затем рассчитывается AMI. Каждый год безаварийного вождения увеличивается на один индекс.

Так, если при получении первого полиса гражданской ответственности водителю присвоен класс 3, то после десяти лет безаварийного вождения он получит 50% скидку.

Каждый год к полису ответственности перед третьими лицами добавляется скидка в размере 5%. На момент выдачи полиса скидки или множители не предусмотрены. На второй год устанавливается класс 4. При этом AMI снижается и составляет 0,95.

Следует отметить, что коэффициент бонус-малус не изменится, если водитель попал в аварию, но не был виноват, так как в этом случае страховая компания не будет выплачивать страховое возмещение.

Водители часто путают полис гражданской ответственности с КАСКО, когда выплаты производятся в любом случае, даже если вины виновника не было.

Возвращение классов водителей с 1 апреля 2022 года

Для начала немного истории. До 1 апреля 2019 года каждый водитель в России получил определенный класс. Начинающему водителю присваивался класс 3, после чего каждый год безаварийной езды повышал класс водителя на 1. Чем выше класс водителя, тем ниже становился коэффициент безаварийной езды (КБМ) и тем дешевле был полис ОСАГО для водителя. Таблица, которая применялась до 1 апреля 2019 года, приведена в положении ниже.

Читайте также:  Растаможка автомобилей в Беларуси

С 1 апреля 2019 года законодатели по какой-то причине решили отказаться от термина «класс водителя», то есть просто убрали его из таблицы. Сама таблица осталась прежней, нужно было только перейти к значению PBM.

С 1 апреля 2022 года закон будет отменен, то есть понятие «водительский бонус класса малус» вновь вернется в постановление Банка России. Соответствие между текущим Bonus Malus и классом водителя представлено в таблице ниже:

Сопоставимость коэффициента страхования, основанного на количестве страховых случаев, выплаченных страховщиками в предыдущие периоды (далее — коэффициент КУГ), определенного на период с 1 апреля 2021 года по 31 марта 2022 года, с классом КУГ по состоянию на 31 марта 2022 года определяется в соответствии с приложением 6 к настоящему Декрету.

Н о н По состоянию на 31 марта 2022 года. С 1 апреля 2021 года по 31 марта 2022 года — курс МЗК на период с 1 апреля 2021 года по 31 марта 2022 года.
1 2 3
1 М 2,45
2 2,3
3 1 1,55
4 2 1,4
5 3 1
6 4 0,95
7 5 0,9
8 6 0,85
9 7 0,8
10 8 0,75
11 9 0,7
12 10 0,65
13 11 0,6
14 12 0,55
15 13 0,5

Внимательный читатель легко заметит, что с 1 апреля 2022 года возвращаются те же классы, которые использовались до 1 апреля 2019 года.

Единственный вопрос, который остается, — почему эти классы были отменены в 2019 году в первую очередь.

Максимальное и минимальное значение, и какова при этом стоимость страховки

При попадании водителя в аварии КБМ будет повышающим, а при безаварийных поездках, наоборот, понижающим. Его значение будет сохранено, если будет продлен полис у прежнего страховщика или совершен переход в другую страховую компанию.

Какой бывает КБМ? Максимальное его значение устанавливается на отметке 2,45 для класса М, а минимальное — 0,5, которое устанавливается для самого высокого 13-го класса. Чем больше лет водитель проездил без совершения наездов на пешеходов и аварий, тем выше будет у него класс и ниже коэффициент бонус-малус. Следовательно, будет понижаться и цена договора автогражданского страхования. Стал автовладелец виновником ДТП, обратился за страховкой – класс тут же понижается, а коэффициент возрастает. Если класс становится выше, то и стоимость страховки уменьшается. Все предельно просто.

КБМ каждый год рассчитывается заново, при этом учитывается его значение во время заключения договора ОСАГО в прошлом году, а также число страховых случаев (денежных выплат) за период действия страховки.

Как изменяется коэффициент с начала водительского стажа

Чтобы КБМ менялся так, как это выгодно автовладельцу, нужно по возможности избегать аварий. Но если все-таки год выдался не совсем удачным, даже в самом наихудшем случае надбавка к стоимости полиса ОСАГО не превысит 145%.

Уровень коэффициента в соответствии с присвоенным классом выглядит следующим образом:

  • 3 кл. – КБМ равняется 1;
  • 4 кл. – 0,95, при этом скидка составит 5%;
  • 5 кл. – 0,9 и так далее.

До 13-го класса водитель будет получать бонусы.

Что происходит с классами ниже третьего:

  • 2 кл. – 1,4, наценка составит плюс 40% к тарифной ставке;
  • 1 кл. – 1,55, стоимость полиса возрастет еще на 15%;
  • 0 кл. – 2,3 — здесь придется заплатить 130%;
  • «M» – 2,45 или 145% — это максимальная цена.

Сравнение таблиц до и после 1 апреля 2022 года

Нам стало интересно как изменились скидки. Мы сравнили две таблицы.

Класс КБМ КБМ после 1 апреля 2022 КБМ до 31 марта 2022 Разница (%)
M 3,92 2,45 60
2,94 2,3 27,83
1 2,25 1,55 45,16
2 1,76 1,4 25,71
3 1,17 1 17
4 1 0,95 5,26
5 0,91 0,9 1,11
6 0,83 0,85 -2,35
7 0,78 0,8 -2,5
8 0,74 0,75 -1,33
9 0,68 0,7 -2,86
10 0,63 0,65 -3,08
11 0,57 0,6 -5
12 0,52 0,55 -5,45
13 0,46 0,5 -8

Примеры расчета КБМ по таблице

Водитель без опыта и стажа сразу получает 1 класс с коэффициентом в размере 1,55. Если за первой год не было аварий, произошедших по вине этого водителя, ему будет присвоен 4 класс, а коэффициент станет 0,95. При безаварийной езде в будущем класс будет увеличиваться ежегодно до момента, пока не достигнет максимального значения.

Читайте также:  В 2023 году — новая форма декларации по НДС

Рассмотрим порядок понижения КБМ при признании водителя виновником ДТП. Например, водитель с максимальным 13 классом и коэффициентом 0,5 стал инициатором аварии. При наличии только 1 страхового случая в этом году ему будет присвоен 7 класс с коэффициентом 0,8. Аналогично рассчитывается значение при большем количестве страховых случаев.

Следует учитывать, что независимо от текущего класса водителя, признание виновником в 4 и более ДТП в течение года повлечет присвоение минимального класса М с коэффициентом в размере 2,45.

Как самостоятельно узнать коэффициент

Если водитель желает узнать собственный КБМ на следующий год страхования, то ему необходима таблица, по которой он сможет все увидеть.

Здесь необходимо знать следующее. В первом году страхования водитель получает 3 класс. В этом случае его коэффициент равняется единице и не оказывает никакого влияния на стоимость ОСАГО.

Если, например, по вине данного водителя за первый год вождения не случилось ни одной аварии, то свое внимание надо обратить на выделенную строчку в таблице и на столбик с наполнением «0 страховых выплат», где стоит цифра 4.

Это означает, что в следующем году водителю будет присвоен вместо 3-го – 4-ый класс, а коэффициент его уменьшается на 5%, т.е. уже будет равен не единице, а 0,95.

Благодаря безаварийной езде водитель получает 5% скидку в случае продления договора ОСАГО. В случае если второй год езды по страховке для водителя не будет столь удачным, и он попадет в ДТП по своей вине, то класс его понижается и становится 2, а КБМ поднимается до 1,4.

Это значит, что при продлении полиса ОСАГО его цена вырастет на 40%. Для того чтобы вернуть водителю 3 класс, ему нужно будет весь следующий год проездить без ДТП (по крайней мере, по его вине) и тогда он не будет переплачивать за страховой полис.

Выделяют несколько видов коэффициента:

  • Начальный. Определяется для собственника или водителя ТС страховщиками при заключении нового договора полиса ОСАГО по таблице КБМ.
  • Водительский. Определяется для каждого водителя, которого собственник допускает к управлению автомобилем и желает вписать в полис. Используется при расчете стоимости полиса с ограниченным количеством допуска водителей.
  • Собственника ТС. Применяется в случае, когда оформляется полис с неограниченными условиями по количеству допущенных к управлению.

Следует отметить, что КБМ водителя невозможно превратить в КБМ собственника, но допустимо обратное.

  • Расчетный. Окончательный коэффициент для итогового расчета страховой премии.

С 1 апреля 2020 года вводятся изменения: КБМ назначается один раз в год, только 1 апреля. Нельзя будет пересчитать в течении года коэффициент бонус-малус.

КБМ устанавливается единожды в момент расчета и приобретения нового полиса ОСАГО на год. Его изменение в период действия полиса возможен в следующих случаях:

  • смены собственника автомобиля;
  • внесении изменений в перечень лиц, которые вправе управлять ТС (добавление или исключение водителя);
  • при наличии и устранении расхождений с примененным КБМ и данными, содержащимися в базе РСА;
  • изменение полиса с неограниченного на ограниченный и обратно.

Расчеты при изменении КБМ в большую или меньшую стоимость производятся с конкретной даты и до конца действия договора страхования. При увеличении коэффициента водителю или владельцу автомобиля потребуется доплатить за полис и получить новый бланк.

Проверка КБМ (бонус малус) или класс ОСАГО онлайн

Рассчитать онлайн коэфиициент бонус малус или класс водителя, влияющий на стоимость ОСАГО. Проверка КБМ (бонус малус) или класс ОСАГО онлайн


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *